Проект Личный опыт: «Панические атаки случаются все реже»

В сфере психологической помощи на данный момент очень много неопределенности, страхов, стереотипов, мифов и предвзятости. Мы считаем, что основная причина – это недостаток информации. Поэтому мы просим наших клиентов рассказать честно и искренне свои истории о себе и о том, каких конкретных результатов они достигли после обращения за психологической помощью.
Мы будем делиться с Вами этими историями в рамках нашего проекта «Личный опыт».
Если Вы хотите принять участие в нашем проекте – напишите нам немного о себе и том, что Вы посещали, на psyholog.center @inbox.ru с пометкой «Для проекта Личный опыт». Мы обязательно свяжемся с Вами и договоримся о встрече для интервью, либо проведем его online. Условия участия просты: у Вас должен быть опыт обращения за психологической помощью, и Вы должны хотеть им поделиться. Естественно, мы гарантируем конфиденциальность, а все истории будут анонимными. В качестве награды за Ваш вклад в наш проект и компенсации за потраченное Вами время – сладкие подарки от нашего центра для всех, чьи истории будут опубликованы.
Мужчина, 44 года
Что посетил: Несколько месяцев посещал консультации психолога.
***
В далёком 1995 году я впервые ощутил паническую атаку - и страшно испугался. Тогда моей первой реакцией стало желание пройти всестороннее медицинское обследование и обнаружить ту страшную и неизлечимую болезнь, от которой я в самое ближайшее время должен умереть. Именно так. Почему-то мысли, что никакой болезни нет, или, даже если она есть, её можно и нужно вылечить, у меня не возникло.
История моих походов по врачам заслуживает внимания только потому, что у нее был положительный эффект: я бросил курить, начал правильно питаться и стал в целом вести более правильный образ жизни. Но при этом на моей прикроватной тумбочке появился тонометр, а внутри неё гора таблеток. А самое страшное, что панические атаки не прекратились.
Поскольку никаких патологий в моём организме не обнаруживалось, то врачи все чаще стали рекомендовать мне обратиться к психологу. В итоге я посетил несколько групповых сеансов психотерапии в районной поликлинике, но никакого результата это не принесло.
Сейчас мне трудно точно восстановить последовательность событий, но в предыдущих нескольких абзацах уместились без малого десять лет моей жизни. Конечно, были и радости, и победы. Но все это отравляло мрачное ожидание какого-то неизбежного и страшного конца. Регулярные панические атаки привели меня к навязчивому состоянию постоянного страха и подавленности. Конечно, можно попробовать описать словами свои ощущения, но я не хочу вспоминать и вновь переживать это. Тот, кто чувствовал подобное, поймёт, о чем я говорю.
А потом один из моих друзей рассказал, что его жена посещает психолога и предложил мне тоже попробовать.

Я не помню, что конкретно происходило на всех консультациях. Обычно мы просто говорили. В основном, конечно, я рассказывал о своих проблемах. Психолог предлагала разобраться и попытаться понять причины происходящего, найти в этом положительные моменты. Взглянуть в глаза своему страху и узнать его «имя»... Обсуждали прочитанные книги, просмотренные фильмы, какие-то примеры из жизни персонажей и просто знакомых людей. Как будто обычные разговоры...
Хорошо помню, что после первой встречи я сел в машину и просто смеялся. Наверное, от радости, что кто-то, наконец, хотя бы понял, о чем я говорю. Или от того, что почувствовал надежду. Одна встреча была посвящена погружению в транс. Незабываемые ощущения...
В общем, было по-разному, в какой-то момент я даже испытывал разочарование. Казалось, что все это не имеет смысла, ведь панические атаки не прекратились. Разочарование я испытал потому, что после первых консультаций ощутил эйфорию, и мне казалось, что о панических атаках уже можно забыть навсегда. Но это вдруг случилось вновь, а всегда ведь хочется получить мгновенный результат!
Но, тем не менее, прогресс был заметен, потому я продолжил консультации. Разочарование сменилось уверенностью, что раз уж эта «гадость» меня до сих пор не убила, значит, просто обязана сделать сильнее!
Вначале я приходил на консультации два раза в неделю, так несколько месяцев. Потом один раз в неделю, потом, наверное, ещё реже. Точно не помню. Не столь важны количество и частота консультаций. Гораздо важнее, что психолог нашёл нужные слова, которые позволили мне понять, что ценность жизни не в том, чтобы просто продлить её любой ценой. И, более того, я и сам способен находить для себя эти слова! Человеку нужно научиться «быть одному».
Это не значит, что я исключаю в будущем обращение к психологу, наоборот, если я почувствую в этом потребность, то больше не буду мучать себя сомнениями. Но пока я сам справляюсь, мне хорошо, я стал крепче духом!

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
Не стану утверждать, что совершенно избавился от страха, но то, что моё отношение к нему изменилось - это факт.
Физические симптомы панических атак, такие как затруднение дыхания, учащение пульса и т.д. стали значительно слабее и того ощущения страха и безысходности, которое меня буквально парализовало в первые годы, уже не возникает. И да, они случаются все реже. Мое отношение к ним поменялось, я, конечно, нервничаю, но не впадаю в панику и не звоню в скорую помощь.
Этот опыт без сомнения изменил мою жизнь и меня самого. Я стал спокойнее и мудрее по отношению к своим внутренним страхам и сомнениям. Как это отразилось на мне «снаружи», могут сказать, наверное, только те, кто давно со мной рядом. Со стороны видно лучше. Сам я заметил, к примеру, что мне значительно легче стало даваться слово «нет» и чувство вины я испытываю реже. Однако при этом уже очень давно, моя жена не говорит мне, что я стал невыносим. А раньше говорила часто - и меня это удручало. Мне хочется думать, что я стал лучше. И для себя и для мира.
Я не верю в восторженные отзывы вроде: «После консультации психолога моя жизнь изменилась кардинально...» Моя кардинально не изменилась. Я все ещё в поисках смысла. Но не могу не признать, что знакомство с предметом как минимум даёт возможность понять, куда тебе НЕ нужно двигаться. Ведь если не знаешь куда идти, велика вероятность прийти не туда.
Я ничего не хотел бы изменить в своем прошлом, ибо мне очень нравится то, куда меня привёл мой путь, и я снова верю, что это ещё далеко не конец.