Мышление: инструмент адаптации или источник депрессии?
Наше мышление может быть инструментом адаптации или источником депрессии. Подумав и сделав правильные выводы мы можем решить проблему или запутаться в ней ещё сильнее, запугать себя и почувствовать хуже чем до начала размышлений.
Заяц, который убежал от лисы, не сидит под кустом отдышавшись и думает: "убежал как последний трус, всегда со мной так, после этого меня никто не будет уважать".
Разберём составляющие позитивного и депрессивного мышления исходя из критериев:
- временно - постоянно,
- локально - тотально,
- несколько причин - одна причина, во мне.
Временно - постоянно. Возможность изменений даёт надежду, стимулирует к действию, мобилизует и облегчает страдание. Когда доктор нам говорит "потерпите немного, сейчас будет больно, но это скоро пройдет", мы легче переносим боль. Любой из нас хочет стать лучше, а значит исправить свои ошибки и недостатки. Представление о том, что это навсегда, лишает нас силы и активности.
Локально - тотально. Похожие чувства и последствия вызывает у нас дихотомия по поводу распространенности явления. Область поражения ограничена определенным участком - значит возможно исправить, обновить, выздороветь. Все - означает необратимо, безнадежно, навеки веков.
Несколько причин - одна причина, во мне. Объективность, отражающая реальное устройство мира учитывает многофакторность. Увидеть 3-5 факторов, влияющих на событие, мешает человеческая психика, склонная принимать всё на свой счёт. Если, испытывая трудности, вы думаете о том, что причиной являетесь вы сами, даже утешая себя тем, что это как будто про вашу ответственность, поверьте, это не правда! Вы только часть этого мира, а вместе с высокомерием вы возлагаете на себя непосильный груз и делаете шаг к депрессии.
Например у вас не получилось выполнить задание. Вывод что я никогда ничего не успеваю потому что я неудачник и это навсегда, блокирует вашу активность, вызывает отчаяние, самобичевание, стыд, вину. Полезнее размышлять таким образом: я плохо себя чувствовал, у меня недостаточно развитые навыки самоконцентрации, и времени для выполнения задания было недостаточно, поэтому в следующий раз я учту эти обстоятельства, буду развивать концентрацию, чтобы выполнить задание в срок.
Воспитание депрессивности или оптимизма в детях зависит непосредственно от реакции родителей на неудачи и неверные вывода ребенка. Когда ребёнок испытывает затруднение, постарайтесь не отрицать его трудности ("глупости ты говоришь, ты не неудачник!"), а объяснять каждый раз, что это временно, локально и зависит от нескольких факторов на которые можно повлиять.
Помогайте выбирать зоны развития и участвуйте в их укреплении. Низкие социальные навыки - учимся знакомиться, общаться, дружить. Слабая "физуха" - идем заниматься спортом. Низкая концентрация внимания - тренируем ее.
Постарайтесь не только давать примеры того, как это работает, но и развивать соответствующие сферы и вы получите активную оптимистичную личность, берущую ответственность за свою жизнь и умеющую справляться с трудностями.
Терапия - это способ узнать себя
Что может быть интереснее? 🙂
Пройдите 5-минутный опрос - и мы подберём подходящего специалиста
Елена Дубовик
Елена Дубовик, психолог, директор Центра успешных отношений.
Стаж работы психологом — больше 29 лет. Специалист по личностному росту и развитию человека. Автор и ведущая популярного тренинга LIFE CHANGE: Осознание и изменение жизненного сценария. Больше 100 публикаций, комментариев и выступлений в СМИ.
Вы можете записаться на консультацию к Елене. Просто оставьте заявку — мы свяжемся с Вами, расскажем все подробности и подберём подходящее время.