В побеге от эмоций. Почему люди обесценивают ментальные расстройства и относятся к психологам с недоверием
Несмотря на стремительное развитие сферы психологии и психиатрии, тема ментальных расстройств все еще остается табуированной.
О том, чем это обусловлено и как люди справлялись с аналогичными проблемами раньше, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала психолог Центра успешных отношений Ольга Рыбчинская.
«Раньше было лучше»
Из-за недостаточной информированности общества о ментальных расстройствах данная тема все еще остается табуированной. А многие представители старшего поколения и вовсе считают заболевания по части психики ерундой, которая не стоит внимания.
И если вас до сих пор потряхивает от высказываний в стиле «у нас и колбаса вкуснее была, и люди по шарлатанам-психологам не ходили», зафиксируйтесь на мысли о том, что людей всегда пугает незнакомое. Чужеродное неминуемо хочется оттолкнуть, ведь менять убеждения, на которые ты опирался в течение всей жизни, — это процесс трудоемкий и продолжительный.
Очертим сразу: по словам О. Рыбчинской, условно 50 лет назад ментальных расстройств меньше не было. Просто их не могли диагностировать, потому что система психологической и психиатрической помощи находилась не на том уровне, который характерен для нее сейчас.
Воспитанники советского периода вполне могли жить с теми же депрессивными эпизодами. И если нам прогресс дал медикаментозное лечение и терапию, то во времена былые с такими сложностями нередко справлялись (на самом же деле просто заглушали ощущения) путем прикладывания к бутылке. А кто-то и вовсе принимал решение распрощаться с жизнью.
— Раньше и брак без интимных отношений или союз, в котором партнеры воспринимают друг друга как соседей, а не как партнеров, считался нормой, потому что запросы общества были другими, — отмечает О. Рыбчинская.
В современном мире, по словам психолога, у людей появляется больше внутренних требований к качеству собственной жизни. Соответственно, мы становимся внимательнее к тому, что происходит в нашей семье и конкретно с нами, — из-за этого чаще обращаемся к специалистам за необходимой нам помощью.
— Прогресс в плане информированности общества по части психического здоровья сейчас, безусловно, есть, но достоверной и современной информации о расстройствах (их проявлении, лечении и т. д.) у нас все еще достаточно мало, — рассказывает специалист.
— Плюс ко всему люди, которые узнают, что у их близкого человека диагностировано ментальное заболевание, нередко проваливаются в эмоции (злость, шок, разочарование и т. д.), что мешает им подойти к данной проблеме рационально. Им легче пользоваться стереотипами, чем разбираться в теме.
Когда человеку все же удается оправиться от шокирующей новости и бурные эмоции утихают, он вполне может начать «прощупывать» вопрос ментальных заболеваний, искать способы помочь тому, к кому он неравнодушен. Однако случается и такое, что родственники уходят в отрицание.
Откуда скепсис?
Возвращаемся к тому, почему же все-таки представители старшего поколения психологам не доверяют и не спешат записываться на консультации даже при наличии проблем.
— К сожалению, приходится признать, что в последнее время на нашем поприще действительно появилось много шарлатанов, которые смешивают психологию с той же эзотерикой и другими научно неподтвержденными практиками. Из-за этих людей подтачивается и сам авторитет профессии. Поэтому скепсис минчан в отношении специалистов нашей ниши можно понять, — считает О. Рыбчинская.
— Кроме этого, многие люди не относятся всерьез к своему внутреннему миру и эмоциональному состоянию. Мы привыкли судить о человеке по каким-то материальным признакам. Многие думают, если у него есть работа, дом и семья, он априори должен быть счастлив. О том, как человек себя чувствует, общество практически не задумывается, так как это сложно понять по внешним признакам.
Проще говоря, людям тяжело сориентироваться в этом внутреннем субъективном мире эмоций и переживаний, поэтому они предпочитают и вовсе туда не заглядывать.
Кроме этого, недоверие к психологам и нежелание посещать консультации может быть обосновано страхом человека перед столкновением с болью, одиночеством, страхом и другими чувствами, с которыми он не хочет встречаться. Ведь в таком случае придется признать: «Меня что-то не устраивает в моей жизни, мне дискомфортно». Обращение за психологической помощью в целом требует большого мужества.
Но, несмотря на пронизанность нашего общества стереотипами, игнорировать собственный дискомфорт специалист настоятельно не рекомендует.
— Ментальные заболевания — это прежде всего сфера нашего здоровья, на которой строится способность работать, создавать семью, достигать той жизни, к которой мы стремимся. И, конечно, лучше диагностировать психическое расстройство на ранних стадиях, чем потом потратить на лечение не только немало финансов, но и сил, а также времени, — заключает О. Рыбчинская.
Опубликовано на сайте «Минск-Новости»
Найти своего психолога - просто
Мы поможем Вам в этом! Просто оставьте заявку
Ольга Рыбчинская
Ольга Рыбчинская, психолог Psycenter.by. Психолог со стажем работы более 15 лет
Телесно-ориентированный терапевт, арт-терапевт, системный семейный терапевт. Клиенты говорят о ней: «проницательна и точно улавливает проблему», «деликатна и уважительна», «свободна от шаблонов и ничего не навязывает», «дает необходимую высококвалифицированную информацию»
Вы можете записаться на консультацию к Ольге - очно в Минске или онлайн из любой точки мира. Просто оставьте заявку — мы свяжемся с Вами, расскажем все подробности и подберём подходящее время.