Как улучшить взаимоотношения с детьми
Один из частых запросов в семейном консультировании – трудности во взаимоотношениях с детьми. Жалобы могут быть разными:
- отсутствие контакта с детьми
- неуважительное, грубое отношение детей к родителям
- агрессивное поведение и др.
В каждом конкретном обращении мы разбираем причину беспокойства и родительскую позицию (это немаловажно).
Иногда решение проблемы кроется в замене старых способов поведения в отношении ребенка на иные, более гибкие и адекватные.
Начало этих изменений могут положить следующие шаги:
- положительное подкрепление поведения
- эффективное время с ребенком
Если дети хорошо себя ведут, мы обращаем на них гораздо меньше внимания, чем если они не слушаются или постоянно ноют. Поэтому одно из домашних заданий, которое я даю родителям, которые приходят с детьми на консультацию с запросами «плохое поведение», «ребенок не слушается», — это обращать внимание на желаемое поведение и укреплять его. Это и есть положительное подкрепление поведения.
Задача родителей — не игнорировать хорошие поступки ребенка, а обращать внимание на них! Например, сообщите своему ребенку, что заметили, как терпеливо он ждал или как помыл тарелку без напоминаний, остановил свой велосипед перед дорогой и подождал маму. Находите в поведении своего ребенка то, чему можно порадоваться, что хотелось бы закрепить. Чем более конкретным будет ваше позитивное подкрепление, тем больше энтузиазма проявит ребенок.
Все, что нужно делать родителям — это "ловить" детей на том, что они делают правильно, замечать это вслух и поощрять широкой улыбкой или нежным поглаживанием.
ВАЖНО ЗНАТЬ: положительное подкрепление в отличие от наказания не имеет мгновенного эффекта, но оно оказывает более длительное влияние и не вызывает отрицательных эмоциональных состояний.
Второй немаловажный шаг на пути к укреплению детско-родительских отношений – эффективное время родителей со своими детьми.
Выделять минимум 20 минут времени в день для эффективного общения или качественной игры со своим ребенком – это общая рекомендация для родителей детей любого возраста.
Что же такое "качественное время"?
Во-первых, это безраздельное внимание, уделенное ребенку. Т.е., если вы играете с ребенком в машинки и разговариваете одновременно по телефону, то это не про качественное время. Это время вы делите как минимум на двоих: на ребенка, и на того, кто на той "стороне провода".
Во-вторых, это время удовольствия ребенка. Т.е., пособирать полезные пазлы, почитать развивающие книжки, предложенные мамой — это не качественное время с ребенком, хотя о его полезности никто не спорит.
Эффективное время с родителем, это когда ребенка спрашивают: "Во что ты хочешь, чтобы я с тобой поиграл(а)?" или "Чем ты хочешь заняться сейчас?" Ключевым здесь является именно желание ребенка.
В-третьих, качественное время — это быть с ребенком на одной эмоциональной волне, быть по-настоящему вовлеченным в игровой процесс, общее дело или беседу.
Часто родители отмечают, что как только они начинают проводить время со своими близкими по-настоящему качественно, семейные отношения гармонизируются, дети становятся послушнее и внимательнее к просьбам родителей.
Опубликовано в журнале «Гаспадыня»
Мир детских эмоций: Страх, агрессия, грусть, обида
Видеоурок от десткого психолога Анны Федорчук
Анна Федорчук
Анна Федорчук, психолог, ведущая детских программ
Профессионал с 13-летним опытом. Работает с подростками, детьми и их родителями. Использует такие методы работы, как: арт-терапия, метафорические ассоциативные карты, юнгианская песочная терапия, сказкотерапия. Проводит тренинговые занятия в группе.
Вы можете записаться на консультацию к Анне — очно в Минске или онлайн из любой точки мира. Просто оставьте заявку — мы свяжемся с Вами, расскажем все подробности и подберём подходящее время.
Ищите хорошего детского психолога?
Мы поможем Вам его выбрать. 🙂 Оставьте заявку - и мы подберём нужного специалиста