Семь детских вопросов о новых денежках
Мы решили рассказать о деноминации нашим маленьким читателям и ответить на семь главных детских вопросов о новых деньгах в рамках проекта «Денежная азбука»
1. - Раньше вы с папой давали мне на карманные расходы одни деньги, а сейчас почему-то даете другие… У нас в стране теперь новая валюта?
- Нет, сынок. Валюта та же – белорусские рубли. Просто 1 июля 2016 года вБеларуси прошла деноминация. Это означает, что у денег изменился номинал: от них «отрезали» четыре нуля. Если раньше мы давали тебе 100 000 рублей в неделю, то теперь даем 10 рублей. Но цены в магазинах тоже сократились в четыре раза, и на эти деньги ты можешь купить столько же шоколадок и журналов с наклейками, сколько раньше.
2. - Так же гораздо легче считать! Почему нельзя было сразу убрать все нули?
- Иногда случается так, что в стране в течение какого-то времени растут цены. В итоге предприятия поднимают своим сотрудникам зарплаты, чтобы они могли покупать продукты и оплачивать нужные услуги. А государству приходится выпускать новые купюры более крупного номинала, чтобы люди не ходили с ворохом мелких. В какой-то момент, когда цены перестают расти так быстро, государство решает, что для удобства можно убрать определенное количество нулей.
3. - Получается, деноминация может быть не один раз?
- Это уже третья деноминация в Беларуси. Первая прошла в 1994 году. От белорусского рубля отрезали всего один нолик. Вторая деноминация была в 2000 году, и тогда убрали уже три нуля. А нынешняя, третья деноминация стала самой крупной.
Другим странам иногда тоже приходилось избавляться от лишних нулей. Деноминации проходили в России, Польше, Германии, Бразилии… Одна из самых крупных деноминация в истории прошла в Зимбабве в 2009 году. С зимбабвийских долларов убрали сразу 12 нулей!
4. - Если теперь все цены стали на четыре нуля меньше, а вы с мамой получаете зарплату в миллионах, то мы наконец-то сможем покупать мне все игрушки – денег-то хватит!
- Это не так, сынок. На те же четыре нуля сокращаются все выплаты – зарплаты, пенсии, стипендии. Например, раньше твоя бабушка получала пенсию 2 800 000 рублей в месяц, а теперь получает 280 рублей. А если кто-то открыл вклад в банке, положил деньги на счет или взял кредит, система тоже автоматически сократит эту сумму на четыре нуля.
5. - А новые купюры понадобились из-за того, что нулей стало меньше?
- Да. Они чем-то похожи на старые: например, на них тоже нарисованы известные архитектурные и исторические памятники нашей страны. Каждая купюра посвящена одной из областей Беларуси или Минску. Например, 5 рублей символизирует Брестскую область, а 50 рублей – Гродненскую. Все купюры отличаются друг от друга по цвету и ширине – так их проще отличать в кошельке.
6. - А зачем сделали не только купюры, но и монеты?
- Монеты прочнее, чем бумажные деньги. Если мелкие купюры приходят в негодность за 6-12 месяцев, то монетками можно пользоваться по 10-15 лет! Значит, государству не придется тратить деньги на то, чтобы постоянно печатать новые купюры.
7. - Что нарисовано на новых белорусских деньгах?
1, 2, 5 копеек – орнамент, символизирующий достаток и богатство
10, 20, 50 копеек – орнамент, символизирующий плодородие и жизненную силу
1, 2 рубля – орнамент, символизирующий стремление человека к счастью и свободе
5 рублей (символизируют Брестскую область)
На лицевой стороне – Каменецкая вежа
На обратной стороне – коллаж, посвященный первым славянским поселениям
10 рублей (символизируют Витебскую область)
На лицевой стороне – Спасо-Преображенская церковь в Полоцке
На обратной стороне – коллаж, посвященный просветительству и книгопечатнию
20 рублей (символизируют Гомельскую область)
На лицевой стороне – дворец Румянцевых-Паскевичей в Гомеле
На обратной стороне – коллаж, посвященный теме духовности
50 рублей (символизируют Гродненскую область)
На лицевой стороне – Мирский замок
На обратной стороне – коллаж, посвященный теме искусства
100 рублей (символизируют Минскую область)
На лицевой стороне – замок Радзивиллов в Несвиже
На обратной стороне – коллаж, посвященный теме театра и народных праздников
200 рублей (символизируют Могилевскую область)
На лицевой стороне – Могилевский областной художественный музей имени П.В. Масленникова
На обратной стороне – коллаж, посвященный теме ремесла и градостроительства
500 рублей (символизируют Минск)
На лицевой стороне – Национальная библиотека Беларуси
На обратной стороне – коллаж, посвященный теме литературы
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ
«Расскажите ребенку, что монеты – это не игрушка»
- Ни для кого не секрет, что любые перемены дети переносят значительно легче взрослых. Если для взрослых это стресс, то для детей – азарт, игра. Например, в случае переезда в другую страну именно дети становятся для своих родителей проводниками, помогающими решать какие-то бытовые вопросы, в том числе связанные с деньгами, - говорит психолог Оксана Бланк. – Главное, помнить, что не стоит настраивать детей на негатив, переносить на них свои волнения, долго наставлять их и повторять все по десять раз. Ребенок не будет, как мы, сравнивать, сколько что-то стоило раньше, а сколько сейчас. Достаточно просто показать цифры на новых деньгах и цифры на ценниках и рассказать, как теперь нужно считать. На двойные ценники можно обращать внимание ребенка уже сейчас. А еще расскажите, что в случае трудностей всегда можно попросить помощи у продавца: это специальный человек, который во всем разбирается и не станет обманывать.
- Скорее всего, из-за того, что бумажные купюры будут только крупных номиналов (самая маленькая купюра в 5 рублей равна нынешним 50 000 – Ред.), дети в основном будут получать на карманные расходы монеты, которых раньше у нас не было. Это не вызовет у них сложностей?
- Монеты всегда вызывают у детей интерес. Если дома есть какие-нибудь копеечки, советские или иностранные, дети всегда охотно с ними играют: например, в тот же магазин. Поэтому стоит объяснить ребенку, что наши новые монеты – это уже не игрушка, а настоящие деньги. И заранее подумайте о том, где ребенок будет их носить. Бумажные деньги можно просто положить в кармашек, но монеты легко могут выпасть и потеряться, а это расстроит ребенка.
(с) Анна Рыбчинская, Комсомольская правда в Беларуси
Оксана Бланк
Оксана Бланк – профессиональный психолог-практик, ведущая тренингов. Опыт работы - с 2000 года. Направления работы: индивидуальная и семейная терапия, работа с детьми и подростками.
Методы работы: Арт-терапия, Когнитивно-поведенческая терапия, Системная семейная психотерапия, Транзактный анализ.
Вы можете записаться на консультацию к Оксане - очно в Минске или онлайн из любой точки мира. Просто оставьте заявку - мы свяжемся с Вами, расскажем все подробности и подберём подходящее время.