«Я учу тебя быть женой». Почему жертвы домашнего насилия молчат о газлайтинге и побоях

Несмотря на сокращение количества случаев замалчивания домашнего насилия, в столице все еще остаются женщины, которые скрывают реальную обстановку в семье. Сдерживающие факторы многочисленны: от общественного осуждения до установки «брак расторгать нельзя». Подробнее — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
От «нелогичных трат» до гематом: каким бывает насилие
— Домашнее насилие предполагает повторяющийся цикл, который включает в себя точку нарастания напряжения, насильственный инцидент, примирение и «медовый месяц». Последние стадии — это всегда подарки, цветы вкупе с примерным поведением и бесчисленными извинениями. Со временем цикл сокращается по времени, а потом, когда у жертвы остается минимум ресурсов для сопротивления, «медовый месяц» и вовсе исчезает, — рассказала психолог Центра успешных отношений Катерина Сидорук.
Заметить, что такое положение вещей не нормально, по словам специалиста, может только человек, который имел опыт хорошей устойчивой поддержки с детства. Чаще всего это выходцы из полных семей, где родители не просто присутствовали, а еще и взаимодействовали как с чадом, так и между собой, рассказывали ребенку о том, что решать проблемы можно с помощью диалога.
Стать жертвой насилия, по словам психолога, может, к сожалению, абсолютно любая женщина. И начинается все, как правило, с газлайтинга — мужчина постоянно ставит под сомнение систему восприятия своей избранницы. Например, пять минут назад он кричал на женщину, а прямо сейчас говорит, что такого не было и она все выдумала. Когда это повторяется многократно, жертва подобного воздействия склонна задумываться, правильно ли она воспринимает окружающую ее действительность.
— В дисфункциональных отношениях в целом часто всплывает тема обвинения в ненормальности, психической неполноценности, наличии психических заболеваний. А в нашем обществе все это стигматизировано (столкнуться с эмоциональными проблемами будто бы стыдно). В результате жертва такого воздействия начинает испытывать дискомфорт и потерянность, сомневаться в том, насколько адекватны и справедливы ее реакции, — продолжила К. Сидорук.
Важно понимать: насилие — это не только о побоях. Проблемой может стать и отсутствие коммуникации между партнерами (допустим, один из них игнорирует другого, приходя домой). Постоянные крики, скандалы с битьем посуды — тоже проявление насилия. Не менее тревожный звоночек — слежка за местоположением, перемещениями партнера, распорядком его дня, а также введение жестких ограничений в плане, например, питания человека, требования к изменению веса, форм.
Помимо этого, насилие бывает и экономическим. Первыми его проявлениями могут стать нелестные высказывания о «нерациональных», «нелогичных» тратах партнера. Со временем напор, как правило, начинает расти, периодами доходит до жесткого контроля покупок женщины со стороны ее избранника.
В особенности, по словам специалиста, эта проблема характерна для дам, находящихся в декретном отпуске. Некоторые мужья на данном этапе начинают следить за всеми финансовыми потоками семьи и устанавливать жене определенные запреты.
— Когда я работала в кризисном центре, у нас была такая история. Мужчина фактически вынудил свою жену забеременеть — она хотела с этим повременить, так как занималась карьерой. Когда женщина ушла в декретный отпуск, ее муж стал полностью контролировать доходы и расходы семьи, даже забрал у нее карту, куда перечислялись детские пособия. Для того, чтобы купить памперсы, конфеты или бутылку воды, она должна была спрашивать разрешение. Причем получала его далеко не всегда, — рассказывает К. Сидорук.
Когда женщина стала противиться такому положению вещей, муж ее избил. И физическое насилие он преподносил как воспитательные меры: «Я учу тебя, как быть женой». Не согласившись с методами агрессора, она покинула квартиру. Тогда гражданин стал писать в органы опеки и клеветать на женщину. Чтобы начать восстанавливать ментальное здоровье, она вынуждена была переехать в другой город. При этом отец ребенка продолжал усложнять женщине жизнь — получал информацию о ее местоположении, так как имел право видеться с чадом.
— Зачатие и рождение детей — это, к слову, один из инструментов, которые очень сильно ослабляют позицию женщины в браке: и физически, и экономически, и эмоционально. На этом этапе она становится особенно уязвимой для любого рода насильственных действий, — добавляет психолог.

Попасть в беду — не стыдно
Касаясь вопроса замалчивания случаев насилия, психолог отмечает: одним из сдерживающих факторов является общественное осуждение. Так, женщина может переживать из-за того, что фраза «Я ушла от него, потому что он молчит и не разговаривает со мной вечерами» будет звучать глупо. Да и скандалы с битьем посуды окружающие склонны оправдывать, используя заезженное «с кем не бывает».
— А некоторые люди не считают чем-то критическим и физическое насилие. Мол, да, ударил разок, но голову же не проломил — значит, все хорошо, можно жить. Плюс многие до сих пор придерживаются установки «брак расторгать нельзя». Давление такого плана может быть ощутимо со стороны родственников жертвы, — отметила К. Сидорук. — Также сдерживающим фактором нередко становится квартирный вопрос: допустим, жилье снимает партнер или же оно ему принадлежит. Вроде бы надо уйти, а куда?
Кроме этого, некоторым женщинам бывает стыдно признаться, что они, умные, успешные, столкнулись с такой ситуацией. Это внутренний сдерживающий фактор. По словам психолога, тут важно помнить: попасть в беду — не стыдно. А для того, чтобы помочь себе, необходимо найти какое-либо сообщество, которое станет вашим источником поддержки.
— Также рекомендуется заняться поиском информации о явлениях, с которыми вы столкнулись. Например, почитать о газлайтинге или ознакомиться с примерами скрытых манипуляций (тема зависит от каждого конкретного случая). Если в приведенных в тематических статьях фразах человек начнет узнавать слова своего партнера, будет как минимум понятно, что именно происходит в паре или семье, — делится К. Сидорук. — Можно попытаться обсудить сложившуюся ситуацию с партнером. Если вы все же приняли решение закончить отношения, помочь вернуть себе чувство безопасности (после таких союзов оно может отсутствовать годами) способны консультации со специалистом, забота и поддержка близких людей.
Совсем другая история — хотя бы однократное проявление физического насилия. В таких ситуациях, по словам специалиста, необходимо немедленно покидать квартиру. К сожалению, подобные эпизоды, как правило, повторяются в дальнейшем, поэтому надеяться на изменение поведения мужчины — не самый разумный вариант.
После дистанцирования можно попробовать выстроить коммуникацию с агрессором через посредника (например, кого-то из родственников). Это не обязательная мера, но, к сожалению, в отдельных случаях уклониться от нее невозможно: например, у пары уже есть дети. А отец, согласно законодательству, имеет право поддерживать с ними связь.
— В таких ситуациях, опять же, важно помнить: то, что вы попали в беду, — это не ваша вина, подобное могло произойти с любым человеком. Сконцентрироваться нужно на поиске способов выхода из ситуации и восстановлении своего ментального здоровья. Если жертвой домашнего насилия стал кто-то из ваших близких, можно проспонсировать человеку прием у психолога. Сейчас такая мера помощи достаточно распространена — сертификаты на сессии адресаты, как правило, впоследствии действительно используют, — отметила К. Сидорук.
Нужна помощь с выбором психолога?
Катерина Сидорук
Катерина Сидорук, психолог, тренер Центра успешных отношений. Опыт работы 10 лет.
Вы можете записаться на консультацию к Катерине — очно в Минске или онлайн из любой точки мира. Просто оставьте заявку — мы свяжемся с Вами, расскажем все подробности и подберём подходящее время.