Злюсь на своего психолога: что делать
Довольно часто в контактах с людьми случаются моменты, когда сказанное и услышанное не всегда воспринимается одинаково. Это нормально, как и то, что это может вызвать эмоциональные реакции.
В контакте с психологом тоже случаются такие моменты, когда клиенты испытывают негативные чувства по отношению к нему.
Здесь есть два варианта отреагирования:
- сказать о своем раздражении напрямую
- или подавить, а потом выплеснуть их куда угодно.
Столкнувшись с трудными переживаниями, клиенты иногда выбирают отреагировать их окружным путем в отзыве-жалобе. Конечно, это бывает трудно высказать лично тому, к кому испытываешь напряжение. Тревога о последствиях искренности предъявления чувств толкает пойти по привычному пути.
Жалоба – признание себя жертвой, в роли которой люди часто проявляются в отношениях.
Жалоба в публичное пространство – это всегда образно кто-то третий, кто как будто молча выслушает, поддержит. Станет легче, но ненадолго, ведь потребность быть принятым и услышанным другим человеком останется неудовлетворенной.
Реакция избегания прямого честного контакта с другим будет повторяться до тех пор, пока не сформируется навык прикасаться к собственным чувствам, а через них – к желаниям и возможность об этом экологично сказать тому, кто вызвал эти эмоции.
Задвигая себя в непосредственном контакте с человеком, можно пропустить большую часть своей жизни, живя по кругу: разозлился – подавил – выбросил через время в любой форме агрессии и….через время этот паттерн повторяется. Да, это нелегко – проявлять себя честно и сразу.
Еще более нелегко вернуться, чтобы проговорить это и не травиться тяжестью. А еще, почти невозможно это сделать после жалобы. Обрыв контакта, подавление злости для многих – привычный способ общения в эмоциональном напряжении.
Терапия как раз и направлена на то, чтобы замечать себя в трудных чувствах и привычных неэффективных способах поведения.
Что происходит, когда клиенты учатся прямо говорить психологу о своем состоянии?
Их искренность поддерживается с благодарностью за усилия остаться в диалоге, а не привычно сбежать из него. Обсуждается и признается, что было сказано и как услышано и что можно изменить.
Появляется возможность осознать, что злость – это переполненная чаша терпения, а человек нуждается в том, чтобы быть увиденным другим даже в таких чувствах. Тогда есть шанс понять, что можно:
- выйти из привычки терпеть и ждать
- остановить психолога (а в жизни и партнера) и сказать ему, что для Вас сейчас важно, в чем Вы нуждаетесь
- сформировать новое поведение, которое можно использовать с другими людьми.
Это новый, для многих непривычный честный опыт дает возможность проявлять искренность, не теряя безопасность. Оказывается, после этого никто не становится плохим, а наоборот.
Ведь доверительные отношения, с запросом на которые приходят многие пары, строятся на выражении трудных чувств непосредственно в контакте.
Опыт высказывания психологу своего недовольства и злости может стать хорошим трамплином в вашем взаимопонимании со специалистом, в расширении осознавания, принятии себя и другого. И через это – в улучшении качества ваших личных отношений.
Анна Ефремова
Анна Ефремова, профессиональный психолог-практик.
Влюблена в свою работу и психодраму. Глубокий, чувствующий терапевт.
Клиенты говорят о ней: «Воплощение наивысшего мастерства и человечности»; «позитивный и располагающий человек»; «техники просты, понятны, и очень помогли»; «удивительный психолог».
Вы можете записаться на консультацию к Анне - очно в Минске или онлайн из любой точки мира. Просто оставьте заявку — мы свяжемся с Вами, расскажем все подробности и подберём подходящее время.