Возвращаемся в школу без стресса

school_prКаникулы пролетели и оставили после себя много приятных воспоминаний. Пора снова в школу! Но как же сложно бывает порой привыкнуть к новому школьному распорядку и ритму, причем, не только детям, но и их родителям.

Ранние подъемы, огромное количество кружков, факультативов и дополнительных занятий, домашние задания…  В том, что за три летних месяца большинство детей отвыкли от строгого расписания, нет ничего удивительного. Ведь даже взрослому человеку после отпуска нужна неделя, чтобы снова влиться в рабочий процесс.

Первое, о чем стоит помнить родителям, так это о том, что для ребенка такая резкая смена образа жизни – это большой стресс. Организм отвыкает от учебных нагрузок. Поэтому в этот период очень важно внимательно слушать своего ребенка и наблюдать за его состоянием.  А лучше – еще до окончания каникул начать помогать своему ребенку постепенно «вспоминать», что такое школа.

Как это можно сделать?

Начните с режима. Если ребенок на протяжении всего лета вставал в 10 утра, ему будет очень сложно 1 сентября встать в 6-7 утра. Конечно, не обязательно ежедневно заставлять его подниматься в 7 утра в августе. Просто постепенно переводите будильник на более раннее время.  Проследите за тем, чтобы ребенок ложился спать и просыпался на 15-20 минут раньше, например, каждую неделю.

Перед сном стоит исключить компьютерные игры и телевизор, чтобы ребенок лучше засыпал. Не забывайте и сами про полноценный сон и подавайте своим детям пример.

Не забывайте заниматься. Очень полезно будет помнить о чтении и письме, выполнять какие-либо интересные задания, из рекомендованных Вашим учителем на лето, или повторять таблицу умножения.

За лето вместе со способностью к концентрации у младших школьников падает и скорость письма.  Поэтому нелишним будет написать несколько диктантов или, например, всей семье порисовать, полепить из пластилина, чтобы развивать мелкую моторику.

Конечно, учебы ребенку хватает и в школе, поэтому наставить на ежедневных занятиях не стоит, все же летом школьники должны отдыхать. Если Ваш ребенок хорошо отдохнет на каникулах, его работоспособность будет выше.

Ни в коем случае не пугайте ребенка тем, что учитель разозлится, если он не выполнит все задания. Угрозы и запугивания нисколько не мотивируют, а лишь создают негативные установки по поводу школы и закрепляют их.

Пусть ребенок составит свое расписание сам. Если такая возможность есть, можно позволить ребенку самостоятельно составить свое расписание. Или хотя бы принять участие в этом. Очень хорошо, если в период адаптации (хотя бы первые две недели), Вы не будете загружать ребенка дополнительными занятиями и секциями так, чтобы у него не было ни минуты свободного времени. Помните, что ребенок после школы как минимум должен пообедать и желательно отдохнуть час или полтора.

Купите все необходимое к школе вместе. Для ребенка это будет отличным развлечением, особенно, если Вы позволите ему выбрать те вещи, которые ему нравятся.

Поддерживайте своего ребенка. Ему очень важно Ваше участие. Даже если сразу его оценки будут не так высоки, как Вы ожидаете, ни в коем случае не будьте разочарованными. Он обязательно скоро улучшит свои результаты, особенно если Вы будете хвалить его даже за самые маленькие успехи и достижения, а плохие результаты вначале могут оказаться всего лишь следствием адаптации. Ожидание же высокой оценки или сильный страх получить двойку будут мешать Вашему ребенку проявлять свои способности.

Еще лучше – несколько недель вообще не спрашивайте про оценки, либо спрашивайте про них в последнюю очередь. Вместо этого поинтересуйтесь, как и где отдохнули летом друзья ребенка, что он делал на уроках, что ему больше всего понравилось делать.

Ни в коем случае не сравнивайте достижения своего ребенка с другими детьми. Только с его прошлыми достижениями. Например: «Вчера ты получил тройку, а сегодня уже четверку! Молодец!»

Если Ваш ребенок идет в первый класс

Если Вы родители первоклассника, то адаптации Вы должны уделить особенное внимание. Сравните: если у младших и старших школьников этот период занимает несколько недель, то первоклассникам может потребоваться от нескольких месяцев до полугода, чтобы привыкнуть. И то, насколько он будет успешным в школе, очень сильно зависит от периода адаптации.

Поход в школу для первоклассника – это смена социального статуса, т.е. очень сложный процесс! Второклассник или третьеклассник уже знает, что такое школа, он освоил и принял роль ученика. Ребенку же, который идет в первый класс, только предстоит это сделать.

Помогите ребенку усвоить новые правила поведения. Согласитесь, требований в жизни дошкольника значительно меньше. Позиция «хочу» — это привилегия дошкольников. Когда ребенок идет в школу, он уже должен понимать, что нужно что-то сделать, чтобы что-то получить.

Новые правила поведения и обязанности, которые Вы расскажете своему ребенку, можно донести ему интересно: например, составить вместе небольшой список, интересно украсить его и повесить на стену детской.

Не придумывайте ничего о школе. Не нужно говорить ребенку, что там он будет играть и развлекаться. Не нужно также говорить, что там задают трудные задания. В первом случае он, скорее всего, будет разочарован реальностью, что значительно скажется на мотивации. Во втором – уже заранее сформирует негативную установку по поводу школы, что повлияет на его успешность и успеваемость.

Когда рассказываете ребенку о школе, говорите только о фактах. Еще лучше будет, если Вы заранее сходите в школу на экскурсию.

Уделите время развитию познавательных процессов. Часто дети еще до школы умеют и читать, и писать, и считать. То есть, навыки у них уже есть. А вот процессы: память, мышление, внимание – могут быть развиты недостаточно. Чтобы помочь их развитию, играйте с ребенком в развивающие игры. Очень важно делать это вместе и обязательно рассказывать ему о том, что он получит в результате. Так Вы сформируете интерес и поможете ему быть более уверенным в своих силах.

Игры тоже отлично помогают в развитии как познавательной, так и эмоционально-волевой сферы. Не запрещайте ребенку играть со сверстниками, это поможет развитию социальной сферы.

Сделайте 1 сентября семейным праздником. Отметьте начало школьной жизни и сделайте это традицией. Так ребенок будет чувствовать Вашу поддержку еще больше.  А ведь именно сейчас она ему очень нужна!

Людмила Синявская, психолог
Центра успешных отношений (Psycenter.by),
ведущая детских программ

Опубликовано в журнале Что почём от 09.2015


Проект Личный опыт: «Если бы я раньше обращала внимание на свои внутренние переживания, работала с психологами, до клинической депрессии дело бы не дошло»

Проект Личный опыт: «Любое действие в работе над собой, будет вознаграждено в десять раз сильнее»

«Мамочка, не бей!». О детях, любви и телесных наказаниях

Как выбрать психолога в Минске?

Что значат Ваши сны?