Учеба - долг, обязанность, наказание или удовольствие?
Учёба может быть как тяжким бременем, похожим на наказание, так и большой радостью и удовольствием. От чего это зависит?
Люди очень любознательны. Познавательный интерес присущ каждому человеку в разной степени выражения. Он может подкрепляться личным примером в семье или окружении, поддерживаться и развиваться.
Познавательный интерес есть даже у пчёл, они ищут и изучают новые места, находя их передают информацию остальным. Естественно, положительными эмоциями познавательный интерес пчёл не окрашен, это огромное преимущество людей, у нас он невероятно высок и сопровождается чувством новизны, радости обновления, познания.
Мышление - инструмент адаптации, помогает нам не только понять и решить текущие вопросы, но и придумать, изобрести то, чего не было, это сродни волшебству. При помощи мышления мы моделируем будущее. Пока это свойство присуще только человеку.
Сочетание познавательного интереса и продуктивного мышления является сутью обучения. Зубрежка, формализм и трансляция "мертвых знаний" это не обучение, а насилие.
Теперь о мотивации. Дети в младших классах учатся в основном для того, чтобы их похвалили, как будто для родителей и учителей. Талантливые учителя опираются не только на эту зависимость, но и поддерживают, развивают познавательный интерес, делая обучение приятным. Если школа, семья и окружение уничтожают познавательный интерес, остаётся чувство ответственности, долга, тревога и страх.
В средней школе мотивация переходит от внешней к внутренней. Чаще всего учебная мотивация и успеваемость падают. Родители пытаются уговорить подрастающих детей, что учиться нужно для того, чтобы в будущем найти хорошую работу. Им кажется этот аргумент самым убедительным: "Это нужно тебе это для будущего!". А для подростка это непонятно и пугающе, будущее смутное, огромное, оно ещё не наступило, вызывает растерянность. Вместо поддержки от вас, максимум, что вы можете из этого выжать, это чувство ответственности или тревоги.
Известная фраза "учись, а то ..." как раз преследует цель нарисовать негативную картину будущего и вызвать тревогу и страх. Негативная мотивация преследует цель избежать плохого. Ресурсы тратятся, созидательная цель не достигается, продуктивность отрицательная. Что же делать?
Вернитесь к познавательному интересу и к процессу мышления и познания! Вспомните, когда в последний раз вам нравилось учиться, как приятно было узнавать что-то новое. Покажите подростку пример удовольствия от обучения и сделайте это своей и его привычкой! Старайтесь получать от этого удовольствие - это источник силы. Ведь радость говорит вам о вашей индивидуальности, ваших склонностях. Опираясь на них, вы сможете достичь лучших успехов. Этот навык - учиться с удовольствием, - останется с вами навсегда и будет основой вашей экспертности и адаптивности.
Ищите хорошего детского психолога?
Мы поможем Вам его выбрать. Пройдите 5-минутный опрос - и мы подберём подходящего специалиста
Елена Дубовик
Елена Дубовик, психолог, директор Центра успешных отношений.
Стаж работы психологом — больше 29 лет. Специалист по личностному росту и развитию человека. Автор и ведущая популярного тренинга LIFE CHANGE: Осознание и изменение жизненного сценария. Больше 100 публикаций, комментариев и выступлений в СМИ.
Вы можете записаться на консультацию к Елене. Просто оставьте заявку — мы свяжемся с Вами, расскажем все подробности и подберём подходящее время.