Советы начинающим психологам: консультативный контакт и полезные вопросы
Консультативный контакт – это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому:
- использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении
- актуализировать потенциал осмысленной жизни.
А еще, контакт – это чувства и установки, которые консультант и клиент испытывают по отношению друг к другу, и способы их выражения.
George и Cristiani выделили шесть основных параметров процесса консультирования:
- Эмоциональность. Консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследование переживаний клиентов.
- Интенсивность. Поскольку контакт представляет искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсивным.
- Динамичность. При смене клиента меняется и специфика контакта.
- Конфиденциальность. Обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверительности.
- Оказание поддержки. Постоянная поддержка консультанта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому.
- Добросовестность. Создаются доверительные отношения, основанные на последовательности консультанта в плане обсуждаемых правил (например, время консультаций, когда их можно переносить, конфиденциальность и тд).
Обеспечение контакта с клиентом во время беседы осуществляется через:
- Вербальный (словесный) контакт – через подбадривание, похвалу, выражение поддержки, частое упоминание имени клиента, выражение словами согласия и одобрения, ага-реакцию.
- Невербальный (несловесный) контакт – через контакт глаз, выражение лица, позу тела, тон и громкость голоса, использование паузы. Наличие пауз в беседе создает ощущение неторопливости, продуманности происходящего. Пауза подчеркивает значительность сказанного, необходимость осмыслить и понять.
Какими инструментами может пользоваться консультант?
Переформулирование и переструктурирование окружающей клиента реальности при помощи комментариев – интерпретация ситуации клиента на основе личного опыта или теоретических знаний.
Постановка клиента в рефлексивную позицию, т. е. предложение клиенту посмотреть на происходящее глазами других участников ситуации и оценить с их позиции собственное поведение.
Помещение клиента в такую ситуацию, которая помогла бы ему получить новый значимый опыт, призванный изменить его деструктивные поведенческие установки. Домашнее задание, которое позволило бы клиенту осознать свои действия.
Пересказ клиенту основных реалий его рассказа, частые резюме (повторения в сжатом виде основных фактов, фигурирующих в рассказе клиента, и чувств, с ними связанных). Цель – создать условия для того, чтобы клиент сам задумался над своей ситуацией, погрузился в нее глубже и смог сам сделать необходимые выводы.
Анализ эмоциональной подоплеки происходящего, интерпретация и обсуждение реалий эмоциональной жизни клиента.
Самораскрытие психолога-консультанта, которое предполагает сообщение клиенту о своих чувствах по поводу его затруднений, рассказ о своем собственном или известном и личностно значимом опыте преодоления подобных проблем.
Эмпатическое слушание. Способность к эмпатии формируется по мере развития опытности консультанта. Начинающему консультанту достаточно хотя бы желать и внешне демонстрировать свое желание чутко воспринимать внутренний мир другого человека. Этому соответствует активный отклик консультанта на то, что рассказывает клиент, частое произнесение слов: «конечно», «ага», «да-да».
Структурирование беседы.
Первый прием: задавая какой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, консультанту следует объяснять клиенту, почему он это делает, чем это вызвано, чтобы для клиента сохранялась хотя бы видимость логики всех переходов в разговоре.
Второй прием: краткое комментирование того, что говорит клиент, регулярное подведение итогов сказанного. Это помогает клиенту быть более последовательным, лаконичным в своей речи и клиент получает возможность прислушаться к себе, услышать себя, понять себя.
Осмысление того, что говорит клиент. Осмысление имеет целью формулирование одной или нескольких консультативных гипотез. Гипотеза – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.
Основные терапевтические вопросы
Первичный сбор информации
- С чем вы пришли? О чем хотите поговорить?
- Как давно это началось?
- Что еще происходило в это время? Какие еще события в жизни?
- Когда и как это происходит?
- Приведите конкретный пример, одну ситуацию.
Запрос
- Что вы хотите получить от нашей работы?
- К чему вы хотите прийти в результате?
- Какого разрешения ситуации вы бы хотели?
- Чего вы ожидаете лично от меня?
Чувства
- Что вы чувствуете, когда рассказываете об этом?
- Как вам это?
- Что вы чувствуете, когда…? – этот вопрос для перевода из метафор и рациональности в чувства
- Что хочется сделать? – чувства содержат в себе интенцию к действию. Например, если хочется спрятаться, то это скорее всего, стыд или страх
- На что похоже ваше ощущение? – если клиенту трудно ответить на вопрос о чувствах, можно начать с метафор и параллелей
- Я заметил, вы делаете такое-то движение (обозначаем феномен), попробуйте его усилить. С каким чувством это связано? – например, человек постукивал по ноге. Усилив – бьет с размаху. И чувствует негодование
- Что еще вы чувствуете при этом?
Мотивация и потребности
- Чего вы хотите? Чего хочется?
- Зачем вы сделали это?
- Вариант: чтобы что?
- К какому результату вы хотели прийти?
- С какой целью?
- Что вам это даст?
- Какой в этом смысл для вас?
- Из какого чувства вы это сделали? / вам хочется это сделать?
- Вы можете сказать, что хотите этого?
- Вы действительно этого хотите? Прям хотите?
Процесс
- Что вы делаете, когда <вы оказываетесь в такой ситуации / чувствуете это / кто-то делает это / вы хотите этого и т.д.>?
- Что вы делаете с этим чувством / желанием?
- Как вы себя останавливаете?
- Как вы себя пугаете?
- Что в этом важного для вас?
- Как вы делаете это таким важным / не важным? Например, как вы делаете себя не ценной?
- В чем для вас смысл этого?
- Как у вас это получается? – например, как у вас получается хотеть сменить работу, но не делать этого уже 3 года?
- Что мешает?
- Что в этом привлекательного?
- Почему именно это? Почему именно так?
- Как именно вы на себя давите? – когда клиент жалуется на давление
- Вы чего-то ожидаете? – для определения ожиданий от будущего
- А как должно (было) быть? – для определения несбывшихся ожиданий
- В чем выгода этой ситуации? – вторичная выгода
- Что вам хочется ответить? – часто клиенты сдерживают что-то, важно понять – что
- Как вы поймете, что достигли этого / получили это? Например: как вы поймете, что вас любят? Как вы поймете, что стали профессионалом?
Отношения с терапевтом
- По вашим ощущениям, что происходит между нами сейчас?
- Если посмотреть на нас как бы со стороны, то как вы видите наши отношения сейчас?
- Как вам то, что я делаю / что я спросил(а)/ что я не делаю?
- Как вам то, что я вам это говорю?
- Какую роль наши встречи / я играю в вашей жизни?
- Какой моей реакции вы сейчас добиваетесь?
- У меня ощущение, что вы хотите, чтобы я… Если обратиться к вашим чувствам, это так?
Завершение сессии
- Подведите итог нашей беседы
- Расскажите, что для вас было нового / важного в сегодняшней встрече?
- С чем вы уходите?
- С каким чувством вы уходите?
- Есть что-то еще, что вы хотели бы сказать перед тем, как завершится консультация?
Естественно, не нужно задавать все сразу. Это фактически разные варианты одного и того же действия – подытоживания и профилактики обесценивания.
Александр Дерюгин
Александр Дерюгин, психолог Центра успешных отношений.
Стаж работы — 7 лет.
Психолог, ведущий тренингов и обучающих курсов для специалистов. Клиенты говорят о нем: «мягкий, чуткий, внимательный специалист», «настоящий профессионал».
Вы можете записаться на консультацию к Александру. Просто оставьте заявку — мы свяжемся с Вами, расскажем все подробности и подберём подходящее время.