Как правильно рассказывать сказки

Скорее всего, Вы без труда сможете вспомнить сказку, которую больше всего любили слушать в детстве. При этом, скорее всего, Вы просили родителей читать ее снова и снова, и каждый раз находили в ней для себя что-то новое. Так какой же тайный смысл хранят в себе сказки, почему мы так любим их слушать и как сказка может помочь Вашему ребенку?

Вопреки распространенному мнению, сказка – это гораздо больше, чем просто фантазии. Во-первых, сказка – это опыт прошлых поколений или наш собственный, который мы передаем своим детям через сказочные символы. С помощью сказок ребенок может найти решение для своих жизненных проблем и трудностей. С помощью сказки дети познают мир, учатся понимать разницу между добром и злом, верностью и предательством, смелостью и трусостью.

Во-вторых, сказки можно использовать на благо детей. Например, перед новым жизненным этапом – таким, как поход в садик или школу, Вы можете сочинить об этом сказку и рассказывать ее ребенку – это снизит напряжение и поможет ребенку понять, что происходит. Почему лучше использовать именно сказку? Сказка – это метафора, которую ребенок воспринимает как что-то само собой разумеющееся. Это происходит в обход рассудку, ведь рассудок сопротивляется – он критичен, а сказка сразу находит отклик в душе ребенка. К тому же, в сказке есть волшебство, а значит — нет места страху!

В-третьих, у каждой сказки есть несколько уровней: сознательный и бессознательный. Подсознание ребенка доверяет тому, что слышит. Поэтому, когда ребенок просит рассказывать ему одну и ту же сказку несколько раз – ни в коем случае не отказывайте ему. Но в то же время помните, что сказки нужно уметь рассказывать правильно.

Какая сказка будет полезной для ребенка?

Сказочный сценарий обязательно должен быть позитивным. Следите за тем, чтобы у главного героя была цели, чтобы он ее обязательно достиг, причем его усилия по достижению этой цели должны быть оправданы. Волшебство или участие других персонажей не должно быть решающим. Они могут помогать, но главный герой сам обязательно должен что-то делать.

Что делать, если Ваш ребенок сам сочиняет сказки?

Ни в коем случае не упрекайте его в склонности к излишнему фантазированию. Вполне возможно, что в этой образной форме ребенок проговаривает волнующие его вопросы и пробует найти на них ответы. Сказки, которые мы сочиняем, не только отражают нашу внутреннюю реальность, проблемы, волнующие нас, но и запускают бессознательные процессы, которые способствуют нашему личностному развитию и помогают найти выход из проблемной ситуации.

Ребенок, сочиняя сказку, наполняет ее своим актуальным содержанием – и в нем можно рассмотреть, чем он сейчас живет, увидеть картину его внутреннего мира.

В некоторых психологических подходах (например, юнгианство, нарративная психология) детским сказкам уделяется особое внимание. Психолог создает условия, в которых ребенок или взрослый, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Не говоря уже о том, что в процессе придумывания сказки у ребенка развиваются фантазия и творческие способности.

Елена Дубовик, психолог,
специалист по личностному росту и развитию человека
директор Центра успешных отношений


Репортаж из будущего: первый день после деноминации

Хотите успеть сделать больше? Играйте на работе!

Интернет, компьютерные игры и ребенок. Советы психолога родителям

Как практиковать любовь к себе?

Людмила Синявская на радио Столица о том, как подготовить ребенка к первому классу