До 35% пятиклассников чувствуют страх. Как родители могут помочь им адаптироваться?

Mother kissing daughter outdoors

Родители пятиклассников, обращаясь за помощью к детскому психологу, редко связывают причины возникновения проблем непосредственно с переходом ребенка в среднюю школу. Возможно, есть ощущение, что ребенок уже взрослый, давно ходит в школу – и она не должна оказывать на его состояние сильное влияние. Но это не всегда так, считает Людмила Синявская, психолог Центра успешных отношений.

Переход в пятый класс – это кризисный период для школьника При кризисе одни формы уходят и становятся неактуальными (интересы, отношение к жизни, структура) – и появляются новые жизненные правила. Кризис происходит тогда, когда ты уже должен отказаться от прежних, но еще не выработал новые формы и правила. В жизни ребенка происходит много перемен в этот период, которых требует от школьника пятый класс. Многое – ново. Ребенка ждет не только новый коллектив, но и новые помещения, новые учителя, новые предметы. Некоторые дети переходят в гимназию, некоторые наоборот – в обычную школу. Даже если ребенок не меняет школу – очень часто классы переформировывают, создавая, например, из четырех начальных – три пятых класса с большим количеством детей. Учителей не только много – они еще и все разные: у каждого свои требования, свой характер, свои стиль преподавания, иногда даже бывает своя система оценивания. Конечно, ребенку непросто к этому привыкнуть.

В новой учебной ситуации успешность ребенка по каждому из предметов может стать разной. Например, по математике его знания могут быть оценены высоко, а по русскому он может не успевать. Эта разность тоже может вызывать колебания самооценки и эмоционально неустойчивое самочувствие. Не стоит забывать про еще одну особенность, которая тоже может влиять на состояние ребенка: в младшей школе дети-четвероклассники были самыми старшими, в пятом классе – они самые маленькие. Дети могут довольно болезненно воспринимать этот момент, и к нему тоже приходится адаптироваться.

С каждым пятилетием подростковый возраст начинается в более раннем возрасте

Раньше считалось, что подростковый возраст – это 15-16 лет, сейчас говорят, что ранний подростковый возраст уже наступает в 10-11 лет. Наступает он со своей противоречивостью, с желанием быть самостоятельным, но при этом еще с неспособностью контролировать себя и отвечать за свою жизнь. Эти противоречия тоже могут привести к эмоциональной нестабильности, как следствие, ребенок может стать тревожным, плаксивым, или, если темперамент у ребенка более сильный – могут привести к возникновению другой крайности – ребенок может стать непослушным, агрессивным, негативным, недисциплинированным. Как правило, в этом возрасте из-за этого и падает успеваемость.

С одной стороны, подростковый возраст предполагает ценность отношений со сверстниками и ценность индивидуальности, а с другой – учебная нагрузка повышается, и часто родители и учителя именно ей, а не общению отводят главное место в жизни ребенка.

В этом возрасте детям нужно больше поддержки и внимания к их индивидуальности На деле происходит обратный процесс – многие учителя не знают детей, не знают их особенностей, часто у них просто нет такой возможности. Происходит обезличивание, когда дети превращаются просто в «пятиклассную массу». Первая учительница, с которой ребенок был всю начальную школу – она очень хорошо его знает: какие требования к нему можно предъявлять, как его можно поддержать и как его можно похвалить.  Нельзя сказать, что процесс адаптации в пятом классе – это что-то ненормативное. Напротив, этот процесс обязательно должен пройти. Как правило, в течение 3-4 недель ребенок привыкает. Но, к сожалению, не все дети.

Тестирование эмоционального состояния показывает, что у детей зашкаливает страх оценивания, страх несоответствия ожиданий, страх самовыражения. Это основные источники тревожности у детей, и по статистике до 35% пятиклассников их чувствуют. И часто вместо того, чтобы разобраться с этим, родители, видя особенности таких проявлений у ребенка, пытаются с ними бороться. Например, когда снижается успеваемость – учителя и родители еще больше повышают давление, повышают требования, вместо того, чтобы оказать поддержку, в которой нуждается ребенок.

Что важно знать родителям пятиклассника?

Если ребенок в основные возрастные этапы развивался нормативно – вовремя стал говорить, ходить, пошел в детский сад, принимал правила домашней жизни, правила в детском саду, общался, проявлял активность, то в таком случае при внимательном отношении к ребенку и поддержке родителей процесс адаптации, усвоения новых правил, поиска своего места в коллективе проходит неплохо.

Но если и до пятого класса у ребенка была снижена самооценка, или он был не уверен в себе, или сложно воспринимал правила домашней или школьной жизни, то, конечно, эта адаптация будет более длительной, более сложной, а иногда и достаточно травматичной. Поэтому до пятого класса нужно следить, чтобы ребенок проходил все этапы физического и психологического развития нормативно.

Чем могут помочь родители?

1. Не бросайте ребенка в «открытое плавание»

Родители, которые отдают ребенка в пятый класс, часто требуют от ребенка самостоятельности – «ты уже должен сам справляться». Но, несмотря на то, что ребенок уже в средней школе, он может сильно нуждаться в помощи.  Иногда эта помощь в выполнении домашних заданий, иногда – в организации учебного процесса. Важно поддерживать ребенка, особенно в период адаптации.

2. Принимайте ребенка безусловно, без оценивания его успешности или не успешности

Важно четко понимать, что хороший ученик не всегда является хорошим человеком. Это не одно и то же. К ребенку всегда нужно относиться как к хорошему человеку, к хорошей дочери, хорошему сыну, человеку, вне зависимости от его успеваемости.

3. Мотивируйте ребенка эмоционально, а не материально

Некоторые родители прибегают к такой стимуляции, когда за оценки поощряют или наказывают материально, деньгами или подарками. В этом случае получается, что сам процесс обучения, он как будто «неважный», а важно получить подарок или поощрение. С психологической точки зрения правильным является поддерживать ребенка эмоционально. Т.е. если ребенок получил хорошую оценку – «я радуюсь вместе с тобой». Конечно, можно делать ребенку и подарки, и устраивать праздники, и покупать какие-либо поощрения, но не должно быть правил «если»-«то» или «за то, что ты». Эти подарки и поощрения должны быть выражением общей радости.

Если же ребенок в чем-то не успевает – можно огорчиться, но важно, чтобы из этой ситуации вы и он видели конструктивный выход и могли помочь ему в том, что не получается. Хорошо, если родитель знает требования школы, знает учителей по имени-отчеству и их характер преподавания. Тогда он может эффективнее помогать и формировать уважительное отношение к педагогам. Так ребенок будет лучше понимать важность школьного процесса.

4. Поддерживайте с ребенком хорошую связь

В ситуации адаптации ребенка очень хорошо поддерживает хорошая эмоциональная связь. Хорошие отношения родителя с ребенком не устанавливаются на основании запретов, требований, наказаний. А вот когда есть эмоциональное, теплое, интересное дело для двоих, может, хобби или увлечение, то это опосредовано поддерживает хороший контакт ребенка и родителя с одной стороны, а с другой – это ресурс для ребенка, и именно там он может черпать силы для восстановления в процессе привыкания к новой школьной жизни.

5. Не перегружайте ребенка

Конечно, кружки в жизни ребенка должны быть, но желательно, чтобы они были для удовольствия ребенка, для восстановления его сил. Такие, где он мог бы переключиться на другую деятельность, отвлечься, отдохнуть.

6. Правило «четырех -ние и одного сна»

В жизни любого школьника должно быть 4 –«ние» и один сон: учение, общение, гуляние, движение и сон. Что бы ни происходило в жизни ребенка – это должно присутствовать. Понятно, что, когда каникулы – общения и движения будет больше, но даже в школьном процессе обязательно должны присутствовать все 5 компонентов. И родителям важно за этим следить, предоставлять им всем место в каждом дне ребенка. Важно, чтобы общение было реальным, а не только виртуальным, ведь силы и умение сотрудничать дает именно оно.

Людмила Синявская, психолог Центра успешных отношений

Ведущая психологической программы Пяти-Класс!-ник (для 5 класса)

Специально для Rebenok.by


Проект Личный опыт: «Теперь я - главный герой»

Как выбрать психолога в Минске?

Эмоционально-волевая сфера. Эмоции ребенка

Скидка на тестирование на готовность к школе только до 31 мая!

Детская ревность - как быть?