Главная » Статьи » Карьера » Плохо ли жить без диплома? Современные дети, образование и Youtube

Плохо ли жить без диплома? Современные дети, образование и Youtube

Профессии всегда делились на престижные и не очень, а человек без высшего образования с относительно недавнего времени считается не совсем полноценным. Что-то с ним вроде бы не так. Во времена нашей юности фраза «пойдешь в ПТУ!» была самой страшной страшилкой и, судя по всему, остается ею и по сей день. Вуз или умри. Получи диплом, а дальше — делай что хочешь.

И есть масса примеров людей, которые, отстрадав шесть лет, отдавали родителям диплом врача и уходили в вольные фотографы.

С другой стороны, всегда существовал (и, вероятно, существует и сейчас) определенный стеклянный потолок. То есть когда во всей семье — ни у бабушек, ни у дедушек, ни у мамы с папой — высшего образования не было, то по умолчанию по отношению к детям оно тоже не рассматривается, даже несмотря на уровень их достижений. И только этим, видимо, можно объяснить, что одни из лучших в школе учеников, круглые отличники, даже не пытались пробовать свои силы в высших учебных заведениях и сразу же шли в средние специальные. Тогда как более слабые дети с боем штурмовали престижные вузы и часто вполне успешно.

Чем выше планка, тем выше прыгнешь?.. Или все же больно падать?

Образованию отводят главенствующую роль, но всегда ли оно оправдано? Когда во время экзаменов для перехода из начальной школы в гимназию вызывают скорую помощь, потому что дети штабелями падают в обмороки, не выдержав напряжения и страха не пройти, нормально ли это?

На протяжении четырех лет учебы моего сына в начальной школе при престижной гимназии из уст учителей шло все такое же непрерывное запугивание: «Не поступите — пойдете в обычную школу, а потом — в ПТУ». И да, потом равно станете дворником, которым пугали еще во времена нашего с вами детства.

Быть может, потому что представители рабочих профессий стойко ассоциируются у нас с не очень трезвыми и не очень воспитанными сантехниками, которые быстрее доломают, чем починят?

Но ведь этого практически больше нет. Все мастера, с которыми приходилось сталкиваться в последнее время, как один были приятными, интеллигентными молодыми людьми, идеально делающими свою работу и не оставляющими после себя ни пылинки. И даже еще пока не вполне трезвый местный сантехник старательно надел на сапоги полиэтиленовые пакеты с цветочками.

Быть может, если перед глазами у нас будут такие примеры, мы перестанем ставить во главе угла высшее образование и наши дети не будут думать о том, что, пойдя в сантехники, они обязательно сопьются.

Да и настоящие мастера своего дела всегда и везде нужны. В фейсбучной ленте каждый день кого-то ищут: то швей, то поваров, то клинеров. Всем нужны хорошие сантехники, электрики, плиточники. Их контакты — на вес золота, их телефоны передаются из рук в руки и хранятся в специальной коробочке.

Но все равно стереотип о необходимости высшего образования держит тебя мертвой хваткой. И когда ребенок говорит о том, что неплохо бы печь пиццу в пиццерии, внутри потихоньку зарождается паника.

А что современные дети? Одноклассники моего сына как раз оканчивают девятый класс, и им нужно принимать решение: или куда-то идти, или оставаться в школе. Часть уходит добровольно (добровольно ли или под гнетом родителей, уже все для себя решивших и полагающих, что высшее образование все равно не светит). Часть выставят вон принудительно, потому что средним баллом не вышли. Притом на этом этапе — пятнадцати лет — никто из этих детей еще понятия не имеет о том, кем он хочет стать. Ну только если ютубером.

Действительно, зачем напрягаться, учиться и читать, если можно создать свой видеоблог, сделать его популярным и зарабатывать на этом огромные деньги? Это же не на завод каждое утро ходить. А из кранов пусть и дальше капает.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА:

— Начнем с приятного момента: ПТУ давно переименованы в колледжи.

Что же касается престижности, да, когда я беседую с ребятами, которые являются потенциальными абитуриентами, они совершенно ничего не знают ни о профессиях, ни о том, какие учебные заведения каких специалистов готовят, ни что они с этой профессией получат и чем будут заниматься. У них совершено нет представления о том, как и что происходит. И конечно, они больше ориентируются на какие-то внешние атрибуты, и здесь, в отношении престижа, колледжи проигрывают университетам. К сожалению, сегодня выбор профессии больше связан с выбором родителей, или «за компанию с друзьями», или определяется ее престижностью.

И родители, к сожалению, да, пугают, потому что доведены до отчаяния тем, что дети не хотят учиться, что они не могут донести им информацию о том, для чего им это надо. Они переживают, что порой им приходится брать на себя ответственность за выбор профессии, и поэтому в ход идут все аргументы, даже такие не очень грамотные и не очень эффективные, как запугивания.

В то же время наблюдается и другая тенденция: когда родители говорят о том, что видят склонность своего ребенка к определенной профессии, видят, что у него получается, и спокойно относятся к тому, что эта профессия не связана с высшим образованием. Или что университет — это хорошо, но лучше после 9-го класса пойти в колледж, приобрести профессию, а дальше уже решать, получать ли высшее образование, в каком направлении совершенствоваться, а при желании — даже сменить профессию.

Раньше существовала установка, что профессию выбираешь один раз и навсегда. Но на сегодняшний день это не совсем так. Часто взрослые, тридцатилетние люди признаются, что страдают от неправильного выбора профессии, потому что этот выбор за них был сделан родителями. Но при этом они ничего не меняют, хотя есть множество примеров того, как взрослые уже люди смогли все изменить и сейчас совершенно чудесно себя чувствуют в новой, совершенно противоположной сфере. Было бы желание.

Что касается малышей начальной школы, тенденция к устрашению, к сожалению, тоже существует, советские методы воздействия запугиванием по-прежнему используются. Возможно, взрослые не хотят искать эффективные методы мотивации ребенка либо же готовить его, чтобы он справлялся. Очень важный момент: хорошо, если родители соизмеряют возможности своего ребенка с той задачей, которую они перед ним ставят. Ведь если ребенок с не очень высокими способностями вынужден учиться в гимназии, то он не справляется с программой, чувствует себя худшим учеником, страдает сам, страдают его родители, возникает чувство неудовлетворенности, ущербности и, как результат, отсутствие радости жизни у маленького ребенка. Всегда очень грустно, когда мы говорим о том, что детство — это чудесная пора, в то время как у ребенка оно проходит в муках, он все время с чем-то борется, доказывает, что он способен учиться в гимназии, каждый день, каждый год находясь в этой школе и в страхе не справиться.

Оксана Бланк

психолог Psycenter.by
Oksana_Blank

Оксана Бланк – профессиональный психолог-практик, ведущая тренингов. Опыт работы - с 2000 года. Направления работы: индивидуальная и семейная терапия, работа с детьми и подростками.

Методы работы: Арт-терапия, Когнитивно-поведенческая терапия, Системная семейная психотерапия, Транзактный анализ.

Вы можете записаться на консультацию к Оксане - очно в Минске или онлайн из любой точки мира. Просто оставьте заявку - мы свяжемся с Вами, расскажем все подробности и подберём подходящее время.

Похожие сообщения