Отцы и дочери
К сожалению, большинство мужчин становятся отцами именно в тот момент, когда работа требует от них максимальных усилий, и это почти не оставляет им возможности участвовать в повседневной жизни семьи, ибо они оказываются в положении «папы на выходные» или случайной няньки, подменяющей иногда мать. Установка на отстраненность часто становится источником непонимания, недоверия, конфликтов в последующие годы. Упущенные в раннем детстве первые контакты с малышом, общение во время ухода, совместные прогулки, игры – все это сказывается впоследствии в трудностях взаимопонимания между отцами и детьми, в отсутствие у ребенка привязанности и доверия к отцу.
Еще совсем недавно у нас было принято показывать детей отцам только выкупанными, перепеленутыми и наряженными. Это были некие обожаемые объекты, которыми дозволялось восхищаться и, поцеловав, тут же отправить в детскую. Следуя патриархальным обычаям, доминирующим в семейной педагогике славян, отцов боялись и почитали, они главенствовали в доме, обеспечивали материальное благополучие семьи. Отца «оберегали» от детей. Этот старый обычай отдалял отца от семьи, делал его таинственным и недоступным. Время, проведенное с ним, было особенным, потому что отец не был частью повседневной жизни.
Приятно отметить, что в настоящее время мужчины активнее, чем когда бы то ни было, участвуют в жизни семьи.
Число отцов, приходящих на консультации к психологам по вопросам воспитания подрастающего поколения, постоянно растет. Эта позитивная тенденция свидетельствует о том, что мужчины рассматривают активное отцовство как важную цель своей жизни. Анализ социальных запросов клиентов выявляет проблемы в диаде «отец - дети» и особенно «отец - дочь». Становится очевидным, что, если отец живет вне интересов своей семьи, ее проблем, дочь остается без мужского воспитания, без руководства и защиты, которые ей может дать только отец.
Как отмечают в своих рассказах большинство клиентов, позиция отца имеет значимость только вне дома, в семье же это в основном только какие-то конкретные обязанности по хозяйству. По мере того как дочери подрастают, эти ожидания распространяются на их отношения со всеми другими мужчинами. Вследствие такой отцовской позиции у дочерей появляется чувство разочарования, одиночества и раздраженность, а у отцов - ощущение собственной неполноценности, растерянности, отчужденности.
Специфика взаимоотношений отца с дочерью проявляется по мере ее взросления.
В возрасте до семи лет девочка нуждается в бесконечном внимании, уходе и заботе. Отцы, научившись пеленать дочку, держать ее на руках, аплодирующие первым попыткам дочери освоить мир вокруг себя, отдающие себя игре с малышкой, впоследствии бывают награждены сторицей. В свою очередь, если отец наравне с матерью участвует в жизни дочери с самого рождения, девочка равномерно познает и мужской и женский способ бытия. В первые годы жизни девочка постигает существующие вокруг нее отношения, впитывает их в себя, и то, как она взаимодействует с другими, полностью отражает то, что она видит в своей собственной семье во взаимоотношениях между родителями, в их полоролевой позиции. Девочки-дошкольницы как никогда нуждаются в отцовском внимании.
С момента поступления в школу девочки, как правило, деятельны, доверчивы и очень эмоциональны.
Степень участия отца в жизни дочери данного возраста серьезно отразится на том, как совершит девочка свой переход в подростковый период. По мере того, как девочка расширяет и усложняет взаимоотношения, четко отличая отношения к себе лично, значение отца в ее глазах постоянно растет. Девочки жаждут безраздельного отцовского внимания. Особенно хочется им, чтобы их уважали, чтобы они были услышаны, поняты и чувства их были приняты. Девочка чувствует себя униженной, если отец настроен критически, сверхрационально, сдержанно по отношению к ней или раздражается при выражении ею своих чувств. Эмоциональная жизнь в этот период особенно обострена, и дочери буквально расцветают, когда могут поделиться ею с отцом, который для них доступен и открыт.
В период младшего школьного возраста для девочки важно соответствовать отцовским ожиданиям. Она быстро улавливает фальшь в похвале и жаждет искреннего одобрения, поэтому ей необходимо четко и ясно понять, чего же ждет от нее отец. В этом возрасте девочек часто интересует то, чем занимается отец, им очень хочется почувствовать себя принятыми этим особенным для них мужчиной.
Одна из проблем, возникающих во взаимоотношениях отца и дочери данного возраста, это та, что отцы, как правило, запрограммированы на успешность своего ребенка, планка требований зачастую не соответствует возможностям. В такой ситуации любая неудача влечет за собой критику, упреки и негативное отношение к девочке. В результате такого общения страх переполняет ребенка, вследствие чего он старается дистанцироваться от отца. Создание условий психологической безопасности, подчеркивание успешности дочери, постоянная забота и помощь - залог существования эмоциональной привязанности, доверия и взаимопонимания между отцом и ребенком.
В подростковом возрасте отношения отца и дочери могут иметь еще большую эмоциональную привязанность, а могут и разрушиться.
Если девочка до этого слышала только критику в свой адрес, то она столь же критична теперь в оценке себя и своих родителей. Девочки-подростки зачастую оценивают свои достоинства по отливам и приливам в системе взаимоотношений. Причины любых трудностей возникающих на их пути они, как правило, видят в себе, начиная искать недостатки. Отцы так же, как и дочери, оказываются загнанными в тупик неожиданной интеллектуальной зрелостью девочек и теми физическими изменениями, которые происходят в них. Самая значимая ошибка, которую может совершить отец в этот период, - отстранится от дочери, потому что он и сам не знает, как реагировать на происходящие изменения в ней. А девочке необходимы подтверждения со стороны отца в том, что изменения, происходящие в ней, нормальны, что он не перестает ее любить. Если отцу удается сохранить близкие отношения с дочерью, то все остальные испытания подросткового возраста оказываются не такими уж страшными и травмирующими.
Когда отец с дочерью хорошо понимают друг друга, то отцу бывает легче принять экстравагантное или странное одеяние девочки-подростка, режущую слух речь. Отец сможет положиться на сознательность дочери и довериться ее способности сделать разумный выбор. Благодаря сердечной и физической заботе отца, девочка узнает, что мужская сила может быть доброй, любящей, заботливой и справедливой.
Вступая во взрослую жизнь, дочь по-прежнему нуждается в советах отца
в его одобрении и поддержке, особенно когда ей приходится сталкиваться с какими-либо трудностями: выбор специальности, начало супружеской жизни и др. Искренне оценив свое прошлое, отец сможет передать дочери на пороге ее взрослой жизни накопленный им опыт и свою мудрость. Если отношения между ними всегда были доверительными, девушка сможет извлечь немалую пользу для себя из отцовских советов. Взрослым дочерям нужно, чтобы отцы верили в их успех, по какому бы пути они не пошли, выбрав профессиональную карьеру или домашний очаг.
Каждый ребенок нуждается в отце, который способен не только вместе с ним весело провести время, но и как в человеке, по-настоящему исполняющем свою отцовскую роль – роль защитника, хранителя семейного очага, надежного тыла. Эта функция отца позволяет ребенку развиваться психологически здоровым, быть уверенным в себе, крепко стоять на ногах, чувствовать себя менее уязвимым для жизненных неудач – ведь тогда ребенок будет знать, что рядом есть мужественное отцовское плечо, готовое поддержать, утешить и защитить.
В завершении хотелось бы предложить Вашему вниманию небольшое произведение американского журналиста У. Ливингстон Ларнед, которое было опубликовано в конце XIX века и имело большой успех у читателей, а также вошло во многие учебники по психологии. Возможно, это письмо поможет проанализировать Вам себя как родителя, почувствовать свою степень важности и ответственности за жизни своих детей.
Раскаяние отца
Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь; твоя маленькая рука подложена под щёчку, а вьющиеся белокурые волосы слиплись на влажном лбу. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжёлая волна раскаяния. Я пришёл к твоей кроватке с сознанием своей вины.
Вот о чём я думал, сын: я сорвал на тебе своё плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.
За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намазал хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свидания, папа!» —я же нахмурил брови и ответил: «Распрями плечи!»
Затем, в конце дня, всё началось снова. Идя по дороге домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дыры. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти домой впереди меня. Чулки дорого стоят—и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын, что это говорил твой отец!
Помнишь, как ты вошёл затем в библиотеку, где я читал, —робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздражённый тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. «Что тебе нужно ?» — резко спросил я.
Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую Бог вложил в твоё сердце и которую даже моё пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушёл, семеня ножками, вверх по лестнице.
Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мною сделала привычка? Привычка придираться, распекать—такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик. Нельзя ведь сказать, что я не любил тебя, всё дело в том, что я ожидал слишком много от юности и мерил тебя меркой своих собственных лет.
А в твоём характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твоё маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далёкими холмами. Это проявилось в твоём стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришёл к твоей кроватке в темноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени!
Это слабое искупление. Я знаю, ты не понял бы этих вещей, если бы я тебе сказал всё это, когда ты проснёшься. Но завтра я буду настоящим отцом! Я буду дружить с тобой, страдать, когда ты страдаешь, и смеяться, когда ты смеёшься. Я прикушу свой язык, когда с него будет готово сорваться раздражённое слово. Я постоянно буду повторять как заклинание: «Он ведь только мальчик!»
Боюсь, что я мысленно видел в тебе взрослого мужчину. Однако сейчас, когда я вижу тебя, сын, устало съёжившегося в твоей кроватке, я понимаю, что ты ещё ребёнок. Ещё вчера ты был на руках у матери, и головка твоя лежала на её плече. Я требовал слишком многого, слишком многого.
У. Ливингстон Ларнед
американская журналистка
Оксана Бланк
Оксана Бланк – профессиональный психолог-практик, ведущая тренингов. Опыт работы - с 2000 года. Направления работы: индивидуальная и семейная терапия, работа с детьми и подростками.
Методы работы: Арт-терапия, Когнитивно-поведенческая терапия, Системная семейная психотерапия, Транзактный анализ.
Вы можете записаться на консультацию к Оксане - очно в Минске или онлайн из любой точки мира. Просто оставьте заявку - мы свяжемся с Вами, расскажем все подробности и подберём подходящее время.