Советы родителям: немного о мультфильмах

В силу ряда обстоятельств современные дети все чаще удовлетворяют свою потребность в насыщении волшебной сказочной атмосферой при просмотре мультфильмов. То есть, с помощью сказки, воплощенной художниками, в рисованных, объемных мультфильмах, или мультфильмах с использованием кукол: марионеток, перчаточных, тростевых, пластилиновых и т.д.

Поэтому очень важно помочь родителям сориентироваться в огромном потоке предлагаемых мультфильмов, некоторые из которых зачастую вредны для психики ребенка.

Ведь мультфильм – это информация, передаваемая сознанию ребенку  в виде «живой картинки», где все имеет значение: образ персонажа, его внешние данные, голос, манера говорить и общаться, манера двигаться, содержание текста, поведение и поступки персонажей, особенности взаимодействия с окружающим миром, – так как все это оказывает огромное влияние на формирование моделей и стереотипов поведения ребенка в реальной жизни.

Помимо этого, на ребенка влияет  также качество и особенности изображения мультфильма, например, используемые цвета и их количество. В мультике должно быть не больше трех-четырех цветов и их оттенков, это помогает ребенку переключать внимание.

В современных мультфильмах используются яркие, а часто даже ядовитые цвета самих героев, а любое их действие сопровождается быстрой сменой, мельканием ярких красок. Такой прием создателей мультфильмов приковывает внимание ребенка к персонажу, который ведет его туда, куда захочет, не давая возможности отвлечься, задуматься, осмыслить.

Просмотрите сами внимательно популярные сегодня мультфильмы и попробуйте понять и сформулировать ценности, которые они транслируют – это те ценности, которые вы хотите воспитать в своем ребенке? А ведь дети воспринимают и присваивают именно эти ценности.

Мы советуем вам знакомить ребенка с теми замечательными, красивыми, интересными, добрыми мультиками, которые, к сожалению, достаточно редко появляются в последнее время на наших экранах, уступив место зарубежной продукции кинематографа.

Хороший, эстетически оформленный, конструктивного и поучающего содержания мультфильм, умело используемый взрослыми, позволяет родителям и педагогам решать множество задач в процессе развития и воспитания подрастающего поколения. Ведь существование мультфильма в жизни ребенка не ограничивается лишь одним пассивным просмотром. При творческом подходе родителя и педагога к смысловому содержанию мультфильма, он может стать увлекательнейшей формой общения и взаимодействия взрослого с ребенком. Мультипликационный фильм можно не только смотреть, но и «путешествовать» по нему, попадая в самые различные ситуации, преодолевать трудности вместе со сказочными персонажами, учиться, обсуждать, что-то осознавать и сопереживать.

Как путешествовать по мультфильму?

Путешествие по мультфильму – это когда взрослый предлагает ребенку чередовать просмотр сюжета мультипликационного фильма с интересными, увлекательными играми и упражнениями, обсуждениями и творческими заданиями, делая, таким образом, совместный просмотр увлекательным и полезным, как для развития ребенка, так и для укрепления эмоциональных связей между детьми и родителями.

Специально для Вас мы составили подробный конспект такого «путешествия» по нашему старому доброму мультфильму «Приключения Хомы». Попробуйте просмотреть этот мультфильм вместе с ребенком предлагаемым способом и возможно не только ребенок, но и вы сами получите огромное удовольствие от такого «путешествия».

Путешествуя по мультфильму, взрослый чередует его просмотр с обсуждением,  играми и заданиями, описанными в конспекте, которые сопровождают весь сюжет.

Но вначале вам необходимо будет просмотреть весь мультфильм от начала до конца для того, чтобы ориентироваться в каком месте необходимо будет останавливать просмотр, поставив видеоплеер (видеомагнитофон и др.)  на паузу.

При просмотре мультфильма необходимо остановить его на том кадре, который указан в конспекте после условного обозначения Stop. (Stop:   Суслик делает зарядку, Хома лежит). После обсуждения и выполнения всех предлагаемых упражнений и заданий просмотр мультфильма возобновляется до следующей паузы.

Завершить путешествие по мультфильму можно обсуждением с ребенком его любимых «мультяшных» персонажей. Попросите ребенка ответить на вопросы: Кто из мультипликационных героев нравится больше всего? Какие они, его любимые герои? Чем они привлекательны для ребенка? Чему у них можно поучиться? За что их можно похвалить? Поверьте, такая беседа поможет вам многое узнать о своем ребенке, его предпочтениях, симпатиях, особенностях поведения, ведь ребенок ассоциирует образ любимых персонажей с самим собой.

И самое главное: предлагаемое путешествие по сюжету мультфильма поможет ребенку в увлекательной и интересной форме осознать и усвоить поучающую суть просмотренного мультфильма, усилит его положительное воспитательное воздействие.

Конспект просмотра мультика «Приключения Хомы» режиссера Г. Бардина

Задачи:

  1. 1.       Развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти ребенка;
  2. 2.       Формирование способности регулировать процессы возбуждения и торможения, умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот, развитие у ребенка координации движений, чувства  равновесия;
  3. 3.       Развитие силы голоса, интонационной выразительности;
  4. 4.       Развитие умения свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, умения устанавливать причинно-следственные связи;
  5. 5.       Воспитание чувства ответственности за свои поступки. 

Вам понадобится: несколько рулонов обоев, длинный шарф или лента шириной около 10 см, бумага и цветные карандаши.

Начало мультфильма до:

Stop:   Изображение двух домиков. 

  • Упражнение  «Угадай, как выглядит хозяин домика».

Ребенку предлагается описать внешний вид тех, кто живет в каждом домике, ориентируясь на форму домиков.

Stop:   Суслик делает зарядку, Хома лежит. 

  • Упражнение «Начало дня».

Ребенок изображает как встречает новый день Хома (лежат на ковре),  затем Суслика, встречающего новый день зарядкой. Предложите ребенку вспомнить и продемонстрировать упражнения, которые он делал. Затем предложите игру на внимание: по вашему сигналу  «Хома!» или «Суслик!» ребенок изображает то Хому – ложится на ковер, то Суслика – делает зарядку. В процессе игры постоянно меняйте темп сигнала и чередование героев. Например: «Хома!»……… «Суслик!»…. «Хома!»……………… «Хома!».. «Суслик!»… «Хома!» ……….…. «Суслик!»…. «Суслик!» …. «Суслик!»… «Суслик!» .. «Хома!»… «Суслик!»….. «Хома!» и тд.

Stop:   Хома говорит: «Это я устал».   

  • Беседа. Обсудите с ребенком следующие вопросы:

—              Как ты  думаешь, человек устает, когда делают что-то за него?

—              А что ты любишь, чтобы за тебя делали?

—              Какая польза для тебя, если за тебя что-то сделают другие?

—              Например, мама почистила за тебя зубы, какая тебе от этого польза? А какой вред?

—              А если за школьника папа сделал домашнее задание, какая от этого польза ученику? А какой вред?

—             А если кто-то захочет за тебя съесть мороженое, сходить в парк, ты согласишься? А почему?

Stop:   Слова Хомы «За тебя я бояться буду».

  • Этюд «Два образа»

Предложите ребенку выразительностью голоса, мимикой и жестами передать образ главного, важного, уверенного человека, а затем слабого, неуверенного, подчиняющегося. Обратите внимание на громкость голоса, интонации, особенности движения тела, жесты вашего ребенка. Какого человека ему легче изобразить. Удается ли ему роль сильного и уверенного? Обсудите, когда человек чувствует себя сильным, и когда — слабым.

Разыграйте с ребенком этюд. Пусть сначала он сам выберет роль персонажа, которого будет изображать. Проиграв этюд один раз, поменяйтесь ролями.

Напомните ребенку текст для разыгрывания этюда, если это необходимо, вначале помогите ребенку выучить необходимые фразы:

—         Суслик: Может хватит?

—         Хома:  Плавай, плавай.

—         Хома: Переходим к завтраку. Беги на дальнее поле за стручками.

—         Суслик: Через рощу? Через рощу я лисы боюсь!

—         Хома: Не бойся, за тебя я бояться буду.

Stop:   Хома прошел по бревну.

  • Упражнение  «Поход за горохом».

Ребенок изображает сбор гороха: собирает стручки гороха (рулоны обоев), складывает их одна на одну, берет руками перед собой, как Хома брал стручки гороха, затем идет с ними через болото по мостку (шарфик или лента – это мостик). Родители в это время изображают лягушек, они квакают, строят рожицы и всячески пытаются рассмешить, идущего по бревну… Затем поменяйтесь ролями и посмотрите насколько удачнее и увереннее чем ваш ребенок вы сможете пройти по мостику.

Stop:   Хома перешел болото во второй раз.

  •  Попросите ребенка ответить:

—         Сколько было лягушек в этом эпизоде?

—         Сколько было слева?

—         Сколько было справа?

—         Сколько шло по бревну?

Теперь проверьте ответы ребенка – посмотрите еще раз этот эпизод.

Проанализируйте, а вы сами смогли бы правильно ответить на эти вопросы.

Stop:   Конец мультфильма.

Обсудите с ребенком:

—   Почему же Хома остался голодным?

—   Чему учит эта сказка? 

  • Упражнение «Придумай продолжение».

Предложите ребенку придумать что будет завтра, когда Суслик и Хома встретятся утром. Будет ли Хома вести себя также или по-другому? Как по-другому?  Все то, что они делали раньше, как они будут делать теперь? Когда люди делают все вместе – это настоящие друзья? А у тебя есть друзья? Какие они?

  • Рисование «Нарисуй своих друзей».

Предложите ребенку нарисовать его друзей.

Также можно предложить ребенку пофантазировать и придумать новую историю, которая произойдет с героями этого мультфильма.

 Людмила Коровай,
психолог,
ведущая детских программ
Центра успешных отношений


Как быть искренними со своими близкими?

Дети и деньги

Эмоционально-волевая сфера. Эмоции ребенка

История Маргариты: «Любимый ревнует меня к дочери и бывшему мужу»

Почему не работает план «с 1 января - новая жизнь», или Как загадывать желания в новогоднюю ночь