• пн.-пт. 10.00 - 21.00
  • сб. 11.00 - 16.00
  • ул. Заводская, 10, 2 этаж
  • (2 мин от ст.м. Пролетарская)
Консультации психологов, тренинги, семинары

Не делиться — это нормально

Когда двухлетний малыш, прижимая к себе игрушку,  кричит: «Не дам! Это мое!» —  это не признак эгоизма и жадности, это этап развития.

Способность делиться формируется постепенно и связана с процессом самоинициализации,  что означает способность малыша осознавать себя не как часть мамы, а как отдельную личность. Вместо «Миша хочет кушать» ребенок вдруг начинает говорить «Я хочу кушать». Вот здесь и появляются его и только его вещи. Ребенок  понимает себя через них. «МОЕ! МОЕ! МОЕ!» ?

Не мешайте становлению ребенка как отдельной личности, не заставляйте делиться, не обзывайте жадиной. Лучше защитите право вашего ребенка на игру и научите получать удовольствие от щедрости. Только осознав, что такое «моё», ребенок может осознать, что такое «чужое». ⭐

ВАЖНО:

  • Если кто-то пытается забрать у  вашего ребенка его игрушку, он имеет право не отдавать ее. Научите его говорить: «Я еще не закончил», «Я еще играю».
  • ⚡Если ваш ребенок хочет забрать чужую игрушку — учите его просить и меняться.
  • Если спор произошел из-за игрушки общего пользования, используйте принцип очереди, ведь ожидание своей очереди — это важный урок отложенного удовлетворения. Маленькие дети еще не готовы делиться, но уже готовы делать что-то поочередно. Очередность помогает ребенку обрести уверенность в себе, учит вежливости, вниманию к другим и спонтанной щедрости.
  • Если ребенок кричит и не готов ждать, посочувствуйте и обнимите.  Пусть малыш знает, что вы его понимаете. Помогите ребенку решить, чем заняться во время ожидания, или предложите одно из его любимых занятий.

Вот примеры ПОЛЕЗНЫХ ФРАЗ, чтобы утешить ребенка, который ждет:

  1. Да, ждать так трудно!
  2. Ты так сердишься. Ты хочешь прямо сейчас играть с этим грузовиком.
  3. Я помогу тебе ждать. Давай я тебя обниму.

И главное — если нет серьезного конфликта: драки и крика — дайтe возможность детям разобраться самим, наблюдайте со стороны. Это и есть так называемая социализация — когда ребенок учится взаимодействовать сам.

 

 

(c) Анна Федорчук, детский психолог Центра успешных отношений

Ведущая программы Активный, уверенный, счастливый и Арт-терапии для детей и мам «Вместе с мамой».