• пн.-пт. 10.00 - 21.00
  • сб. 11.00 - 16.00
  • г. Минск, 2-й пер Тимошенко, 3
  • и ул. Ленина 27, каб. 129
Консультации психологов, тренинги, семинары

Кризисные периоды в развитии ребёнка

Одной из характеристик любого кризиса является отсутствие его четких границ. Так, кризис трех лет может начаться у одного ребенка в 2.5 года, а у другого в 3.5.

В стадию кризиса происходят значительные сдвиги в развитии ребенка, его поведение может резко изменяться. Кризисный период сменяет более продолжительный стабильный период. Изменения в развитии ребенка в стабильном периоде менее заметны для родителей. Они накапливаются и дают скачок, который часто сопровождается трудновоспитуемостью ребенка.

Нарушение поведения связано с тем, что старые модели взаимодействия с миром уже не удовлетворяют ребенка, а новыми он еще не научился пользоваться.

Результат кризиса — это новообразования (например одними из новообразований  кризиса 1 года являются автономная речь, ходьба, формирование представления о себе), которые являются необходимыми в развитии и формировании здоровой личности ребенка.

Хорошая новость 😀 —  кризисные периоды, как правило, длятся недолго, несколько месяцев. Однако бывает и так, что кризис растягивается на год или даже два.

В чем могут быть причины:

  • Кризис совпал с другими стрессовыми событиями.

Например, с переездом на новое место жительства или адаптацией к детскому саду.

  • Родители не готовы перестраивать отношения с ребенком, согласно его изменившимся потребностям.

Например, родители продолжают делать все вместо ребенка (одевать, потому что так быстрее, кормить, чтобы не испачкался и т.д., игнорируя развитие важного новообразования своего ребенка —  «Самостоятельность»).

  • Авторитарный стиль воспитания.

Каждому возрастному кризису свойственны свои проявления. Поэтому и рекомендации для  родителей по преодолению кризиса будут разные. В кризис 1-го года — одни, а в кризис 7-ми лет соответственно другие. Но общая рекомендация все же есть — это перестраивать свои отношения с ребенком, согласно его изменившимся потребностям. Границы «можно-нельзя» по мере взросления и изменения возможностей вашего ребенка необходимо постоянно  пересматривать.

 

 

(с) Анна Федорчук, детский психолог Psycenter.by
Ведущая программы Активный, уверенный, счастливый
тренинга Страна общения, тренинга Лидер, тренинга Поверь в себя