• пн.-пт. 10.00 - 21.00
  • сб. 11.00 - 16.00
  • г. Минск, 2-й пер Тимошенко, 3
  • и ул. Ленина 27, каб. 129
Консультации психологов, тренинги, семинары

Как пробудить у школьника интерес к учебе?

Интервью с Людмилой Синявской, детским психологом Центра успешных отношений, опубликовано на сайте Комсомольской правды в Беларуси.

Страшная фраза «Все, мама, больше в школу не пойду» может прозвучать и в первом классе, и в девятом, и не все родители знают, что предпринять в такой ситуации. «Комсомолка» обратилась за профессиональными советами к практикующему психологу Людмиле Синявской.


1-5 КЛАСС: В КОНЦЕ ЧЕТВЕРТИ ИДЕМ В ДРИМЛЕНД


Что делать, если маленький ученик не хочет заниматься, говорит, что ему очень тяжело?

Нужно разобраться, что такое «тяжело». Значение этого слова в каждом случае свое. Ваш ребенок не понял один урок, предмет? Или не успевает сразу по всем? В любом случае одной причины «мне тяжело» не бывает. Ребенок может отказываться от рисования или математики, если у него по ним сниженные природные способности. Такую неспособность нужно постараться развивать дополнительно или компенсировать ее успехами в других областях. Нужно донести до ребенка, что одна перчинка еще не суп, а непонятная математика не вся школа. Сравните его ситуацию с аналогичной своей. Скажите: «У меня на работе тоже не всегда все хорошо получается». Объясните ему, что если потренироваться, все будет получаться лучше. И сравнивайте успехи ребенка только с самим собой. Не следует забывать: ребенок, пришедший в 1 класс психологически готовым к обучению, имеет гораздо меньше трудностей на протяжении всех 11 лет учебы!

А как все-таки склонить его к занятиям? Ругать? Хвалить?

Похвала очень важна в любом возрасте. Главное — не возвести ее в звездную форму, чтобы ребенок не думал: «Что бы я ни сделал, все равно молодец!». Хвалите ребенка конкретно. Конструктивную похвалу лучше выражать не только прилагательными и существительными («умница», «замечательный»), а также наречиями и глаголами — «красиво написал слово», « быстро и выразительно прочитал». Собственный успех — очень мощный стимул. То же и с огорчениями (они могут быть в жизни ребенка). Критикуйте за что-то определенное: « Этот пример решен неверно». Так не пострадает его самооценка. А страх перед родительским криком вряд ли вдохновит ребенка на учебу, а в отдельных случаях просто заблокирует познавательную активность.

— А можно первоклашек «дрессировать», например, говорить: «Если ты решишь задачу, получишь шоколадку»?

— Поощрять, безусловно, нужно! Правда, это не должно носить характер торговых отношений. Говорить «если — то» неправильно. Такая формулировка дает ребенку возможность отказаться. Он скажет «Не нужна мне твоя шоколадка!» — и задачу якобы можно не решать. А если сказать «Когда ты закончишь, тогда можно поиграть на компьютере», получится, что выход есть только через выполнение домашнего задания. А награда может быть любой: и шоколадкой, и просмотром мультфильма, и игрой. Она должна соответствовать успеху и быть реальной.

— Реальной — значит давать за десятку 1000 рублей?

— Многие родители проходили через оплату оценок деньгами. Это очень распространенный способ воспитания, но не совсем эффективный. Проблема в том, что со временем денежный эквивалент как стимул будет притупляться, а объем вознаграждения перестанет радовать. Лучше сделать так. За хорошие оценки ребенок может получать «фишки» или «смайлы», которые можно сделать из чего угодно. Нужно четко определить правила: «Когда ты наберешь 10 фишек — получишь сюрприз». Если вы хотите поощрить ребенка по результатам недели, подарите ему небольшую игрушку. Если по окончании четверти, сделайте сюрприз более глобальным — сводите его в цирк или «Дримленд» (ориентируйтесь на то, что он любит). Главное, чтобы все проходило в игровой форме. Освежайте интерес малыша, спрашивайте, сколько у него фишек, радуйтесь успеху и ждите сюрприза вместе с ним.

Конечно, отказ посещать школу может заключаться не только в проблемах с учебой, но и в других сложностях: бытовых (например, первоклашке страшно пойти в школьный туалет), физиологических (ребенок- сова: засыпает поздно, встает с трудом и плохо себя чувствует весь день) и межличностных (не складываются отношения с одноклассниками, кто-то обижает). Так же родители должны помнить, что школьные проблемы могут быть отражением неблагополучия в семье, и даже самая большая умничка не сможет сосредоточиться на уроках после ночной ссоры родителей.

Трудности будут посильными при поддержке и одобрении стараний ребенка родителями и учительницей.


5 — 9 КЛАССЫ: РАЗРЕШАЕМ ХУЖЕ УЧИТЬСЯ?


— В средней школе, в отличие от младшей, авторитет сверстников выше авторитета учительницы, — объясняет Людмила. — Общение с ровесниками и социализация становятся важнее, чем результаты в учебе. Родители должны быть готовы к тому, что процесс обучения может пострадать, и бояться этого не нужно. Социализация очень важна! Общаться, выражать себя, быть лидером, подчиниться правилам и понимать других людей по книжкам не научишься. Даже самому умному, но мало адаптированному ребенку трудно строить взаимоотношения с окружающими и быть в жизни успешным. Важно, чтобы у ребенка сохранилось хорошее отношение к школе в целом.

— То есть можно разрешать не учиться? Лишь бы ходил?

— Нет, разрешающую позицию занимать тоже нельзя. Но она должна быть мудрой, поскольку в жизни школьников должно быть 5 компонентов: учение, общение, гуляние, движение и сон. Некоторые родители говорят: «На улицу не пойдешь! Сиди, делай уроки!». В итоге дети в поиске общения пересаживаются за компьютеры, теряя самые важные его составляющие — энергетичность, эмоциональность и душевность.

— А можно как-то использовать увлечения ребенка?

— Да. Желание пойти на кружок может повысить скорость выполнения домашних уроков и успешность в предметах, влияющих на хобби. Так тренер может сказать: «Да, в школе у тебя не очень хорошо с языками, но ты же кандидат в мастера спорта! Чтобы ехать на соревнования, хорошо бы подтянуть английский».

— А что делать, если он врет, что ничего не задано?

 Вранье начинается, когда ребенок не может соответствовать ожиданиям со стороны родителей или педагогов. Нужно понимать, что способность овладеть предметом у каждого своя, не все могут соответствовать единой планке. Ребенок должен развиваться в соответствие со своими возможностями, а не с одноклассниками. Для того чтобы школьник чувствовал себя комфортно и его самооценка не страдала, желательно быть успешным хотя бы по одному предмету.


9 — 11 КЛАССЫ: ВЕДЕМ НА ЭКСКУРСИЮ К СЕБЕ НА РАБОТУ


— «Я 9 лет ничего не делал, чего вдруг начинать?» — удивляются некоторые старшеклассники. Как объяснить им, что нужно заниматься, но не звучать при этом поучительно?

 В старшей школе возрастает роль педагога — харизматичного, с оригинальным стилем преподавания. Такого, который смог бы «зажечь» детей, помочь им проявить себя. Важна и среда обучения: родители видят, какой у них ребенок и нужно ли менять учебное заведение, поступать в колледж или лицей. Хорошо объяснять подростку, что поступление не цель, а средство к получению хорошего образования и достижению желаемых жизненных целей и успеха. Нужно постараться найти вдохновляющие аргументы. Например, пройти профориентационное тестирование, подготовительные курсы при университете или сходить на работу к родителям: там будущий выпускник понаблюдает за профессионалами и примерит на себя их роль. Важно расширять диапазон активности: совершать поездки, экскурсии, общаться с разными людьми, чтобы расширить зону выбора. В этот период важно искать свое призвание и выразить его в выборе профессии.

— А что делать, если родители хотят, чтобы ребенок учился хорошо по всем предметам?

— Это хорошее стремление, если учитываются возможности ребенка. Те родители, кто требует высоких оценок любой ценой, должны проанализировать, зачем им это нужно. Порой хорошие оценки детей дают возможность родителям чувствовать себя состоявшимися, хорошими. Не стоит строить свою жизнь на жизни своего ребенка: он растет по другим законам, живет в другом времени, имеет другие цели. Важно, чтобы вы помогли ребенку прожить свою жизнь.

— А почему вообще пропадает интерес к учебе?

 От хронической неуспешности в освоении школьной программы, от неинтересной формы обучения, от того, что ребята не понимают, зачем нужно учиться. Важно, чтобы рядом был авторитетный взрослый, который объяснил, что у человека в современном мире должен быть определенный запас знаний, и разъяснил логику последствий хорошей учебы.


СПРАВКА «КП»


Людмила Синявская — практикующий психолог 1 категории, консультант телефона экстренной психологической помощи для детей, подростков и их родителей. Является сертифицированным специалистом по песочной терапии, сказко- и игротерапии. Стаж работы 15 лет.

Дарья Путейко, Комсомольская правда в Беларуси