Как за месяц подготовить дошкольника к первому классу?

Colorful Chalk at Chalkboard

До 1 сентября остается меньше месяца. Вернуться в детский садик уже невозможно – идем в школу! И если родители понимают, что это новый и торжественный этап в жизни, то для ребенка это нечто слегка пугающее. Чтобы выяснить, как грамотно расположить ребенка к походу в школу, «Комсомолка» обратилась к практикующему психологу и ведущей детских программ в Центре успешных отношений Людмиле Коровай.

ШАГ 1: ИГРАЕМ В ШКОЛУ

— Вообще большинство детей играет в школу за год-два до ее посещения, — рассказывает психолог. – Таким образом, ребенок, которого опекают и о котором заботятся, примеряет роль учителя и сам учится опекать и помогать. Это формирует его самостоятельность, а самостоятельность формирует ответственность. Кроме того, режим работы в детском саду построен таким образом, что у детей есть занятия — неважно, что это рисование, лепка, аппликации или развитие речи. Дети учатся. То есть, если ребенок посещает детский сад, у него формируется прообраз школьных занятий. Самостоятельность и ответственность – неотъемлемые части роли успешного ученика. Если к школе они не сформированы, ребенок остается в роли посетителя детского садика, и возникает проблема неуспешности. Если родители уделяют много внимания оценкам, они оказывают своим детям медвежью услугу. Хорошо будет, если еще до того, как ребенок станет учеником, он будет понимать, что важна не оценка, а те старания, которые он прилагает, и то, чему он научился. Ожидание высокой или страх низкой оценки будут мешать проявлять способности: «Дома рассказывает все наизусть и без запинки, а из школы приносит низкие оценки!». Важно, чтобы родители хвалили не за оценку или достижение на уровне других детей.

— «Почему у тебя не девятка, как у Наташи»?

— Сравнивать достижения ребенка с достижениями других детей ни в коем случае нельзя. Можно только со своими собственными: «Вчера у тебя было три ошибки, а сегодня две. Ты умничка! Скорее всего, завтра будет всего одна, а послезавтра, глядишь, не будет вообще!» Правильно, когда ребенок идет в школу с состоянием, которое выражается и в словах, и в мыслях, и в чувствах, и в эмоциях: «Я могу. Я справлюсь. У меня получится». А вот «я хочу» — это уровень и позиция дошкольника. Тот имеет полное право хотеть, и его желания должны взрослыми удовлетворяться. В школе статус меняется: «я хочу» уже не на первом плане, ребенок понимает, что нужно что-то сделать, чтобы что-то получить. Если родители помогут ему это усвоить, ему будет легче, а, значит, приятнее и интереснее – то есть, он будет успешнее.

ШАГ 2: РИСУЕМ РАСПИСАНИЕ И ПОКУПАЕМ БУДИЛЬНИК

— Когда ребенок идет в школу, первые три месяца происходит физиологическая адаптация – организм привыкает к условиям обучения. Чем раньше родители начнут помогать ребенку подстроиться, тем успешнее она пройдет, тем легче ему будет в сентябре и октябре. Режим дня можно узнать в школе, а начать его соблюдать нужно где-то за месяц. Родителям, у деток которых возникают с этим трудности, можно посоветовать подарить ребенку личный будильник и как-нибудь интересно это обыграть. Например, сказать, что это помощник, который будет помогать вовремя просыпаться и успевать в школу. Нежелательно, чтобы мама будила ребенка словами «Соня, засоня! Опять опоздаешь!», тормошила его или стягивала одеяло – так к маме и школе могут возникнуть негативные эмоции.

Получается, будущего первоклашку весь август нужно будить в 7 утра?

— Ну, не в 7 утра! Можно каждый день заводить будильник все раньше и раньше. В первый день встать, как обычно, скажем, в 9. На следующий день – в 8.50, потом в 8.40… Так организм плавно приспособится, у него не будет стресса: «Вчера я вставал в 9, а сегодня 1 сентября и нужно подниматься в 6 утра!» Если по 5-10 минут смещать время целый месяц, к 1 сентября ребенок будет запросто вставать, может быть, даже без будильника.

ШАГ 3: ИЗБАВЛЯЕМСЯ ОТ НИЧЕГОНЕДЕЛАНИЯ

— Стоит все лето играть в развивающие игры – те, что развивают познавательные процессы: наблюдательность, внимание, память. Подойдут словесные игры, «угадайка», «найди пару» — все это подготовит ребенка к плавному вступлению в учебный процесс. Если есть желание, можно рисовать – это развивает мелкую моторику. Конечно, бывает, что ребенок не хочет заниматься, но это только потому, что родители книжку купили и отдали: «На, занимайся!» А у детей тот возраст, когда все нужно делать вместе. Такой подход сформирует интерес и уверенность в своих силах. Когда это у ребенка есть, он не будет нуждаться в помощи взрослых: первую половину книги вы пройдете вместе, а вторую он сделает сам. Вообще, хорошо, если родители с первого класса будут помогать детям осознавать и видеть прикладную составляющую знаний, которые они получают. Например: «Нужно научиться решать задачи на время и скорость, чтобы посчитать, за сколько можно дойти до школы или в гости к бабушке».

ШАГ 4: ИДЕМ НА ЭКСКУРСИЮ В ШКОЛУ И ЗНАКОМИМСЯ С УЧИТЕЛЬНИЦЕЙ

— Недавно я проводила диагностику готовности к школе ребенка 6 лет. Он сказал: «В школе задают домашнюю работу, а на уроках нужно выполнять трудные задания». Скорее всего, у него сформирован стереотип и негативный образ школы. Кроме того, что первоклассника не стоит пугать школой, его нельзя обманывать, рисуя радужные картины, будто это увеселительное и развлекательное заведение: «Там будет много детей, ты будешь с ними играть!» Если родители сформируют такой образ, ребенок очень быстро разочаруется: если играть и можно, то только в первом классе и в строго отведенное для этого время, которое длится гораздо меньше, чем урок. Получается, родители вводят ребенка в заблуждение. Когда он поймет, что их слова не соответствуют действительности, его ждет большое разочарование, которое может сыграть негативную роль в желании учиться в целом.

— Получается, о школе лучше вообще не рассказывать?

— Рассказывать о школе нужно. Очень хорошо, если семья сходит туда на экскурсию, пройдется по этажам, посмотрит, как выглядит школа – коридоры, раздевалки… Очень хорошо заранее познакомиться с учительницей. Когда ребенок увидит ее 1 сентября, это будет лицо человека, с которым он знаком и с которым разговаривал. Нужно также рассказать ребенку о распорядке дня, который будет у него в школе, и о том, какие будут уроки. Но не стоит проговаривать при этом, что будет трудно, что потребуются какие-то невероятные усилия или что это будет постоянная работа. Нужно преподнести ему объективную реальность, голые факты. А 1 сентября хорошо бы сделать общий праздник семьи: отметить начало школьной жизни – купить тортик или сходить в кафе. 1 сентября станет семейным праздником и ребенок почувствует причастность родителей. Микроклимат в семье – один из факторов, который может либо помогать, либо затруднять адаптацию в школе. Родители сами себе окажут услугу, если максимально помогут ребенку в первом классе.

ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ СТОИТ?

— Ограждать от игр со сверстниками, — предупреждает психолог. – Перед школой желательно создавать условия, в которых ребенок готовился бы социально-психологически – знакомился со сверстниками. Практика показывает, что многие детки готовы к школе интеллектуально (у них хорошая память и большая интеллектуальная база), но эмоционально-волевая и социально психологическая сферы сформированы не до конца, поэтому им сложно проявить свои умения.

СПРАВКА «КП»

Людмила Коровай – психолог Центра успешных отношений с 13-летним стажем. В 1998 году закончила Московский Открытый Социальный Университет по специальности «Психолог». Является сертифицированным тренером по сказкотерапии и арт-терапии. Обладатель премии Мингорисполкома.

 

Дарья Путейко,
Комсомольская правда в Беларуси от 02.08.2013


Внутренний цензор, или Что случится, если мы перестанем себя критиковать

Уверенный в себе человек - какой он?

Психология родительства. Любить так, как нужно ребенку

Что хотят сказать Ваши страхи?

«Моего сына заставили поклясться, что он будет идеальным ребенком»