Главная » Статьи » Дети » Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Как научить ребенка обращаться с деньгами?

«Комсомолка» поговорила с психологами о том, что и когда нужно рассказать ребенку о деньгах

Современные родители понимают: чем раньше их ребенок научится обращаться с деньгами, тем проще ему будет разбираться со своими финансами во взрослой жизни. «Комсомолка» поговорила с психологом и директором Центра успешных отношений Еленой Дубовик о том, что и когда нужно рассказать ребенку о деньгах.

ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ

- Знакомить с деньгами ребенка нужно начинать уже тогда, когда он только начал ходить. В этом возрасте достаточно рассказать ребенку, что деньги - это ценность, их нельзя мять, рвать или просто брать без спроса, - говорит директор Центра успешных отношений, психолог Елена Дубовик.

ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ

- В этом возрасте уже нужно дать более полное представление о том, для чего нужны деньги и откуда они берутся. Например, в магазине родители могут попросить ребенка помочь им расплатиться: найти в кошельке нужные купюры, отдать их кассиру и забрать сдачу, - рассказывает Елена Дубовик. - Полезно знакомить детей с ценами и привлекать к выбору. Дошкольника можно попросить сделать покупку самостоятельно, только присматривая за процессом. При этом не забудьте максимально просто объяснять ребенку, что в магазинах мы обмениваем деньги на какие-то вещи, которые нам хочется иметь, и что они не берутся у родителей просто так. Для этого нужно ходить на работу. Здесь не помешает рассказать и о том, что в зависимости от места работы, должности, образования люди могут получать разное количество денег. Это особенно актуально с учетом того, что в этом возрасте дети начинают задаваться вопросами о том, почему у других детей игрушки лучше или хуже, чем у них.

ОТ 7 ДО 14 ЛЕТ

- Младшему ребенку, который идет в школу, уже нужно давать карманные деньги. Во-первых, для ребенка это определенная степень свободы и доверия родителей, а во-вторых, так он начнет учиться самостоятельно их тратить, - объясняет Елена Дубовик.

Сумму карманных денег лучше определить сразу и выдавать ее раз в неделю. Разумеется, основные траты по-прежнему будут ложиться на плечи родителей, а свои карманные деньги ребенок может тратить на то, что ему хочется. Что это будет: сладости, игрушки или развлечения, или откладывание на более крупные покупки – решает сам ребенок. В распределении расходов ему необходимо помочь, но полностью забирать контроль над ними и рассказывать, что покупать, а что нет, ни в коем случае не нужно. Иначе ребенок так и не научится обращаться со своими деньгами самостоятельно.

- Если карманные деньги закончатся, не надо давать ему дополнительный бонус, как бы ребенок ни просил, - предостерегает Елена Дубовик. - В таком случае нужно объяснить, что деньги были выданы ему на неделю, поэтому очередную сумму он получит не раньше положенного дня. Исключение делается в очень важных обстоятельствах. Только так можно научить ребенка планировать свои пока еще небольшие финансы.

ОТ 14 ЛЕТ

Потребности у подростков растут, сладостями уже не отделаешься. Так что в этом возрасте сумма карманных денег увеличивается. Если ваш сын или дочь изъявляют желание, можно предложить ребенку подыскать подработку - на летних каникулах или даже во время учебного года, если это не будет мешать школе. И дело не только в сумме карманных денег. В этом возрасте ребенку будет полезно осознать, что деньги достаются за труд.

- Поэтому не очень разумно устраивать ребенка к каким-нибудь родственникам, которые будут платить ему за ничегонеделанье. Работа должна быть настоящей, при этом посильной, соответствующей возрастным возможностям, - поясняет Елена Дубовик.

К слову, работать с 14 лет можно только с разрешения родителей, а искать работу для подростков лучше на сайтах вакансий или в службах занятости. Устроиться можно, например, курьером или расклейщиком объявлений.

СТОИТ ЛИ ДАВАТЬ ДЕТЯМ ДЕНЬГИ ЗА ХОРОШИЕ ОЦЕНКИ И РАБОТУ ПО ДОМУ?

- Многие родители любят поощрять таким образом детей за их успехи. Но плата за десятки и вымытую посуду - это неправильно. Мотивация должна быть позитивной: хорошо учиться нужно потому, что это интересно и полезно, а убираться - потому что в чистом доме приятно находиться.

Если стимул будет только финансовым, ребенок не привыкнет получать удовольствие от своих обязанностей, - говорит Елена Дубовик.

Анна Рыбчинская, Комсомольская правда в Беларуси

Елена Дубовик

основатель Psycenter.by, психолог
Elena_dubovik

Елена Дубовик, психолог, директор Центра успешных отношений.

Стаж работы психологом — больше 29 лет. Специалист по личностному росту и развитию человека. Автор и ведущая популярного тренинга LIFE CHANGE: Осознание и изменение жизненного сценария. Больше 100 публикаций, комментариев и выступлений в СМИ.

Вы можете записаться на консультацию к Елене. Просто оставьте заявку — мы свяжемся с Вами, расскажем все подробности и подберём подходящее время.

Похожие сообщения