Как научить ребенка обращаться с деньгами?

maxresdefault«Комсомолка» поговорила с психологами о том, что и когда нужно рассказать ребенку о деньгах

Современные родители понимают: чем раньше их ребенок научится обращаться с деньгами, тем проще ему будет разбираться со своими финансами во взрослой жизни. «Комсомолка» поговорила с психологом и директором Центра успешных отношений Еленой Дубовик о том, что и когда нужно рассказать ребенку о деньгах.

От 1 до 3 лет.

— Знакомить с деньгами ребенка нужно начинать уже тогда, когда он только начал ходить. В этом возрасте достаточно рассказать ребенку, что деньги — это ценность, их нельзя мять, рвать или просто брать без спроса, — говорит директор Центра успешных отношений, психолог Елена Дубовик.

От 3 до 6 лет.

— В этом возрасте уже нужно дать более полное представление о том, для чего нужны деньги и откуда они берутся. Например, в магазине родители могут попросить ребенка помочь им расплатиться: найти в кошельке нужные купюры, отдать их кассиру и забрать сдачу, — рассказывает Елена Дубовик. — Полезно знакомить детей с ценами и привлекать к выбору. Дошкольника можно попросить сделать покупку самостоятельно, только присматривая за процессом. При этом не забудьте максимально просто объяснять ребенку, что в магазинах мы обмениваем деньги на какие-то вещи, которые нам хочется иметь, и что они не берутся у родителей просто так. Для этого нужно ходить на работу. Здесь не помешает рассказать и о том, что в зависимости от места работы, должности, образования люди могут получать разное количество денег. Это особенно актуально с учетом того, что в этом возрасте дети начинают задаваться вопросами о том, почему у других детей игрушки лучше или хуже, чем у них.

От 7 до 14 лет.

— Младшему ребенку, который идет в школу, уже нужно давать карманные деньги. Во-первых, для ребенка это определенная степень свободы и доверия родителей, а во-вторых, так он начнет учиться самостоятельно их тратить, — объясняет Елена Дубовик.

Сумму карманных денег лучше определить сразу и выдавать ее раз в неделю. Разумеется, основные траты по-прежнему будут ложиться на плечи родителей, а свои карманные деньги ребенок может тратить на то, что ему хочется. Что это будет: сладости, игрушки или развлечения, или откладывание на более крупные покупки – решает сам ребенок. В распределении расходов ему необходимо помочь, но полностью забирать контроль над ними и рассказывать, что покупать, а что нет, ни в коем случае не нужно. Иначе ребенок так и не научится обращаться со своими деньгами самостоятельно.

— Если карманные деньги закончатся, не надо давать ему дополнительный бонус, как бы ребенок ни просил, — предостерегает Елена Дубовик. — В таком случае нужно объяснить, что деньги были выданы ему на неделю, поэтому очередную сумму он получит не раньше положенного дня. Исключение делается в очень важных обстоятельствах. Только так можно научить ребенка планировать свои пока еще небольшие финансы.

От 14 лет.

Потребности у подростков растут, сладостями уже не отделаешься. Так что в этом возрасте сумма карманных денег увеличивается. Если ваш сын или дочь изъявляют желание, можно предложить ребенку подыскать подработку — на летних каникулах или даже во время учебного года, если это не будет мешать школе. И дело не только в сумме карманных денег. В этом возрасте ребенку будет полезно осознать, что деньги достаются за труд.

— Поэтому не очень разумно устраивать ребенка к каким-нибудь родственникам, которые будут платить ему за ничегонеделанье. Работа должна быть настоящей, при этом посильной, соответствующей возрастным возможностям, — поясняет Елена Дубовик.

К слову, работать с 14 лет можно только с разрешения родителей, а искать работу для подростков лучше на сайтах вакансий или в службах занятости. Устроиться можно, например, курьером или расклейщиком объявлений.

ЕСТЬ ВОПРОС

Стоит ли давать детям деньги за хорошие оценки и работу по дому?

— Многие родители любят поощрять таким образом детей за их успехи. Но плата за десятки и вымытую посуду — это неправильно. Мотивация должна быть позитивной: хорошо учиться нужно потому, что это интересно и полезно, а убираться — потому что в чистом доме приятно находиться. Если стимул будет только финансовым, ребенок не привыкнет получать удовольствие от своих обязанностей, — говорит Елена Дубовик.

Читайте продолжение статьи в Комсомольской правде в Беларуси

Анна Рыбчинская, Комсомольская правда в Беларуси

Встреча Дети и деньги состоится 13 января 2015 года в рамках нашего Родительского клуба. Приглашаем всех желающих!


"Мне “удобен” мой муж, но люблю я другого человека": психолог комментирует письмо читательницы

Ура, каникулы! Педиатр и психолог советуют, как провести их с максимальной пользой

Не хочу быть «мужиком в юбке»: как развивается женственность?

Контрольная по химии, война, публичное обнажение: психолог объясняет наши "дежурные кошмары"

Лирические барышни и стервозные злодейки: какие киногероини вдохновляют белорусок