Главная » Статьи » Личностный рост » Как вести себя в конфликте?

Как вести себя в конфликте

Независимо от желания человека, невозможно избежать конфликтных ситуаций. И этот факт вынуждает понимать причины конфликта, как себя вести в нем и как его предупреждать.

Само слово «конфликт» происходит от латинского conflictus —  столкновение. Конфликт – это состояние противоборства в отношениях между людьми, их идеями или интересами.

Часто к конфликту относятся как к негативному явлению: будто он вызывает только непонимание, обиды и прекращение общения. Однако все наоборот: разрешенный конфликт приводит к большему пониманию между людьми.

Как понять, что конфликт разрешен или не разрешен?

Если после завершения конфликта у кого-либо из участников ухудшается настроение, кто-то эмоционально напряжен, испытывает снижение активности, либо отношения завершаются совсем -  то конфликт не разрешен.

Если участники конфликта лучше понимают себя и друг друга, и нашли, как справиться с трудностью, то это означает, что конфликт выполнил конструктивную, позитивную функцию.

Существуют пять видов поведения в конфликте:

  1. Принуждение (борьба, соперничество). Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, ис­ходит из личных интересов в конфликте, они воспринимаются как важные, а инте­ресы другого — как незначимые. В этом способе, человек руководствуется мыслью: «Главное, чтобы выиграл конфликт я, а потребности другого не важны».
  2. Избегание. Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Избегание характеризуется низким уровнем направленности на личные интере­сы и интересы другого. Основная мысль человека, пользующегося этим способом: «Я буду делать все, чтобы конфликт не произошел: отказываться от собственного мнения, соглашаться со всем, что мне скажет другой человек и т.д. либо перестану общаться на время, если назревает ссора или проблема».
  3. Уступка. Чело­век, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интереса­ми в пользу интересов соперника. В этом способе, человек руководствуется мыслью: «Лучше я откажусь от своих интересов в конфликте, чем наврежу другому человеку».
  4. Компромисс. Характеризуется балансом интересов участников конфликта на среднем уровне. Стратегия не портит межличностные отношения. Более того, она способствует их положительному развитию. Главная мысль здесь: «Давай поделим все поровну (но не учитывается, на сколько это справедливо, нужно ли всем поровну)».
  5. Сотрудничество. Данная стратегия строится не только на основе баланса интере­сов участников, но и на признании ценности отношений.

 

Мысль которой руководствуются участники: «Давай обсудим, как нам решить проблему так, чтобы было достаточно хорошо всем и никому не было обидно». Являясь одной из самых сложных стратегий, сотрудни­чество отражает стремление людей совместны­ми усилиями разрешить возникшую проблему.

Каждый из перечисленных способов поведения в конфликте имеет свои достоинства и недостатки. Не существует хороших или плохих способов справляться с конфликтами, важно научиться пользоваться всеми.

После разрешения конфликта возникает его последействие, которое может носить как положительный (конструктивный), так и крайне негативный (разрушительный) характер. В первом случае происходит существенное улучшение отношений оппонентов, решаются важные проблемы, а во втором наблюдается отрицательное влияние конфликта на дальнейшее взаимодействие сторон, принимающих в нем участие.

Ниже будут приведены принципы для поведения в конфликте которых, важно придерживаться каждому участнику:

  1. Конфликты в межличностных отношениях неизбежны, поэтому необходимо понимание целей, потребностей и ценностей сторон участвующих в конфликте.
  2. Ориентация на диалог и взаимодействие, которое позволит прояснить и уточнить позиции.
  3. Необходимо отказаться от насилия и принуждения, придерживаясь убеждения, что другие люди могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, учитывать разные факторы.
  4. Отказ от категоричности суждений, гибкость и стремление понять иную точку зрения при сохранении своей позиции.
  5. Открытость общения. Никому не нравится, когда им манипулируют, когда с ним хитрят, обманывают, пытаются на чем-то подловить.
  6. Способность принять другого таким, какой он есть, что вовсе не требует одобрения любого поступка. Но безучастное, безразличное отношение к человеку, подчеркивание дистанции вызывают недоверие.
  7. Безоценочное отношение к личности, которое предполагает отказ от оценок, обращенных к личности («Ты плохой, черствый, умный, глупый» и т.д.), отказ от навешивания ярлыков (тупица, двоечник, прогульщик). Можно оценивать поступки других людей, их поведение, но не личность.
  8. Ответственность за принятое решение и его результат, за все вытекающие последствия.

Т.о необходимо развивать конфликтную устойчивость — способность человека сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими вопреки всем трудностям построения отношений.

Эта устойчивость формируется во многом за счет позиции "выиграть/выиграть " человека в конфликте (реализация как собственных интересов и потребностей, так и оппонента).

Стратегия "выиграть/выиграть" делает из участников конфликта оппонентов, а из оппонентов — партнеров. Это означает поиск путей для вовлечения всех участников в процесс разрешения конфликта и стремление к удовлетворению потребностей каждого вовлеченного в ситуацию.

Александр Дерюгин

психолог Psycenter.by
Дизайн без названия (36)

Александр Дерюгин, психолог Центра успешных отношений.
Стаж работы - 6 лет.

Психолог, ведущий тренингов и обучающих курсов для специалистов. Клиенты говорят о нем: «мягкий, чуткий, внимательный специалист», «настоящий профессионал».

Вы можете записаться на консультацию к Александру. Просто оставьте заявку — мы свяжемся с Вами, расскажем все подробности и подберём подходящее время.

Похожие сообщения