Главная » Статьи » Воспитание » Как научить ребенка распоряжаться деньгами?

Как научить ребенка распоряжаться деньгами?

То, как ребенок/подросток распоряжается деньгами, зависит от нескольких факторов: личный пример родителей (семейная культура денег), натура и характер ребенка.

Я рекомендую родителям прежде всего начать с себя и обратить внимание на собственную культуру обращения с деньгами. Проанализировать свои стратегии поведения.

Например, одна из деструктивных картин: родители получают зарплату, накупают сладостей и гуляют по развлекательным центрам, а тремя днями позже начинают экономить и переходят на «хлеб и воду» до зарплаты, берут в долг, чтобы заплатить за квартиру.

Помните, что родители – пример для подражания. Деньги в жизни ребенка часто занимают то место, которое им отводили близкие люди.

Второй пункт, на который важно обратить внимание – натура и характер самого ребенка. Давайте для примера вообразим пятилетнего ребенка с мешком новогодних конфет. Какие действия может предпринять ребенок, если его не ограничивают родители?

  1. Может сразу слопать все сладости.
  2. Может растянуть удовольствие и кушать конфеты несколько дней по чуть-чуть.
  3. Может съесть немного, а остальное спрятать в «заначку», потому что это очень приятно знать, что у тебя в укромном уголке лежат конфеты.

Эти стратегии поведения с конфетами с легкостью можно перенести и в денежную сферу. Так, подросток, которому на день рождения подарили денежный подарок, может пойти сразу в магазин и истратить всю сумму на то, что на глаза попадется. Другой подросток возьмет несколько дней на раздумье, чтобы определиться с тем, чего хочется и на что хватит. Третий – положит деньги в копилку, потому что копит на что-то очень дорогое и ценное для него. А четвертый – положит в копилку с другой целью: сами по себе деньги в копилке приносят ему удовлетворение и спокойствие («а вдруг потом мне чего-нибудь захочется»).

Из примера мы видим, что выбор стратегии поведения во многом определяется натурой и характером ребенка. И это заметно уже с дошкольного детства. Но это не значит, что рациональному обращению со своими ресурсами не надо обучать.

Напротив, если ваш ребенок из тех детей, которые любят использовать ресурс сразу, не думая о будущем, вы можете натренировать навык обращения с деньгами.

Детей надо учить составлять свой бюджет:

  • чтобы цифры расходов не пугали
  • чтобы росла уверенность в себе и в своей способности зарабатывать деньги
  • чтобы иметь возможность оплачивать необходимые расходы и удовлетворять свои желания.

То есть детей нужно учить обращению с деньгами – не эмоциональному отношению к ним, а именно умению рационально пользоваться финансами. И лучше это делать не тогда, когда ребенок становится студентом, а намного раньше.

Младшему школьнику (начиная с 8-9 лет) можно выдавать деньги на карманные расходы. Сначала раз в неделю. Потом сумму можно увеличивать, но выдавать ее раз в месяц, чтобы ребенок сам распоряжался деньгами. Его задача распределить деньги так, чтобы хватило на весь этот период времени. Задача родителей – устоять и не выдавать деньги раньше в случае жалобных просьб («Ну, пожалуйста, мамочкаааа!»)

Старшеклассникам можно предлагать решать жизненно важные задачи на финансовое планирование. Это подготовит их к самостоятельной жизни вне дома. Например:

  • Как, имея определенную сумму денег, спланировать экскурсию выходного дня для всей семьи?

Подросток должен самостоятельно посчитать расходы на трансфер, проживание, на экскурсию, на питание. Поразмышлять на чем можно сэкономить.

  • Как, имея определенную сумму денег, отпраздновать свой День рождения?

В условиях ограниченных финансов активно начинает включаться творческое мышление.

  • Как, имея определенную сумму денег, накормить всю семью завтраком, обедом и ужином?

Для этой задачи подростку необходимо составить меню, определить список продуктов и отправится самостоятельно в магазин для изучения цен.

А вот обучать финансовой грамоте детей через плату за оценки и домашнюю работу я не рекомендую. Домашняя работа— это общее семейное дело. У ребенка есть обязанности: ходить в школу, делать уроки, поддерживать порядок в своей комнате, помогать родителям по хозяйству.

Но могут быть экстраординарные задачи, которые ребенок выполнит (самостоятельно или с помощью взрослых), получив за это деньги. Например, покраска забора у соседки на даче, настройка компьютера или создание сайта.

Деньги – очень важная часть жизни, и родительский долг – подготовить детей к правильному обращению с ними. И в то же время стоит объяснить, что счастье, действительно, не в миллионах.

     Опубликовано в журнале «Гаспадыня»

Мир детских эмоций: Страх, агрессия, грусть, обида

Видеоурок от десткого психолога Анны Федорчук

Видеоурок поможет родителям стать настоящим психологом для своего ребенка

Вы научитесь понимать чувства своего ребенка и грамотно реагировать на них

Узнаете, как устроена эмоциональная сфера ребенка

Повысите свою родительскую компетентность

Обретете уверенность в своих действиях во время различных эмоциональных проявлений своего ребенка

Анна Федорчук

психолог Psycenter.by
прозрачн

Анна Федорчук, психолог, ведущая детских программ

Профессионал с 12-летним опытом. Работает с подростками, детьми и их родителями. Использует такие методы работы, как: арт-терапия, метафорические ассоциативные карты, юнгианская песочная терапия, сказкотерапия. Проводит тренинговые занятия в группе.

Вы можете записаться на консультацию к Анне — очно в Минске или онлайн из любой точки мира. Просто оставьте заявку — мы свяжемся с Вами, расскажем все подробности и подберём подходящее время.

 

Похожие сообщения