Искать себя до 29 лет — совершенно нормально

77536163— Разочарование в учебе — последствие нескольких явлений, одно из них чрезмерное напряжение от ожиданий, — объясняет директор Центра успешных отношений, психолог Елена Дубовик. – Истоки этой проблемы кроются в высоких социальных требованиях и длительном нагнетании напряжения: чуть ли не с первого класса ребенку начинают говорить, как важно поступить в университет, а уже с пятого нанимают репетиторов. Когда ребенок на протяжении многих лет слышит, насколько это важно, поступление приобретает большую ценность, и если ожидание не совпадает с реальностью, то наступает разочарование.

17-18 лет – возраст, когда зрелость еще не наступила. Европейские исследователи говорят, что ювенальный возраст длится до 29 лет, и искать себя в этом возрасте – совершенно нормально. Выполнение социальных стандартов («закончил школу – сразу поступил в университет») не может вызвать чувство удовлетворения. Оно может появиться, только если человеку по-настоящему нравится заниматься тем, что он делает.

Когда выбираете профессию, нужно полагаться на индивидуальность, которая проявляется в способностях и желании (это мне нравится!) и непременно пробовать. Подумать «быть программистом – это круто» недостаточно. Полезно разузнать об этом больше и подводные камни в том числе: найти знакомых программистов, пообщаться с ими, сходить к ним в офис и погрузиться в атмосферу, чтобы не было иллюзий.

После поступления стоит устроить праздник и отметить достижение. Ведь все многолетние усилия абитуриента связаны с таким сильным нервным напряжением, что он не всегда может этому радоваться. Но если поступить не удалось, ругать и отчаиваться не стоит: значит, не время и нужно попробовать еще раз или что-то другое.

— А если только на первом-втором курсе понимаешь, что все это не то?

— Важна осознанность. Студент должен определить, какие у него цели в процессе обучения. Например, «Найти хорошую работу после окончания обучения». Для этого нужен диплом и знания. Значит, появляются две новых цели – «Получить знания» и «Получить диплом». И это хорошие цели!

— А если учиться скучно?

— В университете и взрослой жизни не все очень-очень интересно. Если какой-то предмет скучен, значит, стоит заниматься дополнительно и искать материалы не только по программе. Если сами организовываете процесс, контролируете его и добиваетесь результатов, вы будете удовлетворены. Жаловаться, что неинтересно — это безответственная не взрослая позиция. Нужно понимать, что ответственность всегда лежит на самом человеке: если не включать волю, то получить результат будет очень трудно. Может помочь психолог или смена образования, но подходить к повторному выбору нужно будет гораздо более вдумчиво.

Комментарий Елены Дубовик к статье Комсомольской правды в Беларуси
«Выпускники вузов: Диплом есть, а ты чего-то не знаешь. Неприятно!»


Моя жизнь: «Я простила мужу измену, а он не хочет заканчивать эти отношения»

История Вадима: «Видеть жену не могу, но и развестись - тоже не могу»

Самые распространенные вопросы к психологу

Почему люди верят в конец света? Комментарий Елены Дубовик

Взрослая дочь: когда мама всем недовольна