Искать себя до 29 лет — совершенно нормально

77536163— Разочарование в учебе — последствие нескольких явлений, одно из них чрезмерное напряжение от ожиданий, — объясняет директор Центра успешных отношений, психолог Елена Дубовик. – Истоки этой проблемы кроются в высоких социальных требованиях и длительном нагнетании напряжения: чуть ли не с первого класса ребенку начинают говорить, как важно поступить в университет, а уже с пятого нанимают репетиторов. Когда ребенок на протяжении многих лет слышит, насколько это важно, поступление приобретает большую ценность, и если ожидание не совпадает с реальностью, то наступает разочарование.

17-18 лет – возраст, когда зрелость еще не наступила. Европейские исследователи говорят, что ювенальный возраст длится до 29 лет, и искать себя в этом возрасте – совершенно нормально. Выполнение социальных стандартов («закончил школу – сразу поступил в университет») не может вызвать чувство удовлетворения. Оно может появиться, только если человеку по-настоящему нравится заниматься тем, что он делает.

Когда выбираете профессию, нужно полагаться на индивидуальность, которая проявляется в способностях и желании (это мне нравится!) и непременно пробовать. Подумать «быть программистом – это круто» недостаточно. Полезно разузнать об этом больше и подводные камни в том числе: найти знакомых программистов, пообщаться с ими, сходить к ним в офис и погрузиться в атмосферу, чтобы не было иллюзий.

После поступления стоит устроить праздник и отметить достижение. Ведь все многолетние усилия абитуриента связаны с таким сильным нервным напряжением, что он не всегда может этому радоваться. Но если поступить не удалось, ругать и отчаиваться не стоит: значит, не время и нужно попробовать еще раз или что-то другое.

— А если только на первом-втором курсе понимаешь, что все это не то?

— Важна осознанность. Студент должен определить, какие у него цели в процессе обучения. Например, «Найти хорошую работу после окончания обучения». Для этого нужен диплом и знания. Значит, появляются две новых цели – «Получить знания» и «Получить диплом». И это хорошие цели!

— А если учиться скучно?

— В университете и взрослой жизни не все очень-очень интересно. Если какой-то предмет скучен, значит, стоит заниматься дополнительно и искать материалы не только по программе. Если сами организовываете процесс, контролируете его и добиваетесь результатов, вы будете удовлетворены. Жаловаться, что неинтересно — это безответственная не взрослая позиция. Нужно понимать, что ответственность всегда лежит на самом человеке: если не включать волю, то получить результат будет очень трудно. Может помочь психолог или смена образования, но подходить к повторному выбору нужно будет гораздо более вдумчиво.

Комментарий Елены Дубовик к статье Комсомольской правды в Беларуси
«Выпускники вузов: Диплом есть, а ты чего-то не знаешь. Неприятно!»


Министерство образования: Не поступили в гимназию? Дополнительный набор может быть и в пятом, и в шестом классе

«Муж не работает уже полтора года, и искать работу не собирается»: психолог комментирует конфликт

Моя жизнь: «После рождения ребенка отношения с мужем и сексуальная жизнь сошли на нет»

Внутренний цензор, или Что случится, если мы перестанем себя критиковать

Моя жизнь: "Я не могу простить свою мать за нелюбовь и унижение"