Хотите успеть сделать больше? Играйте на работе!

7081655Помните те прекрасные времена, когда учительница писала в тетрадке «Молодец!» за каждое правильно выполненное упражнение, а то и вовсе клеила на полях какую-нибудь звездочку? Психологи давно утверждают, что в душе все взрослые остаются первоклассниками, которым по-прежнему хочется радоваться бессмысленным красивым наклеечкам. А еще — веселиться и играть вместо того, чтобы каждый день преодолевать рутинный маршрут дом-работа-магазин-дом. Из этих идей и появилось очередное изобретение XXI века — геймификация. То есть превращение жизни вокруг в одну сплошную игру по стандартным правилам: преодоление уровней, собирание наград, соревнование с другими игроками. По таким принципам работают, например, многие спортивные приложения для мобильных телефонов. Не пропустил ни одной тренировки за неделю или проехал на велосипеде больше километров, чем твои друзья — получи виртуальную медальку. Невероятно, но факт: благодаря таким программам спорт стал гораздо популярнее! И если игровые методики действуют здесь, то почему бы не попробовать применять их в другой сфере — работе? Несмотря на то, что о геймификации на Западе всерьез заговорили лишь несколько лет назад, по прогнозам, уже к концу этого года почти две трети крупнейших мировых корпораций будут превращать работу в игру для своих сотрудников. В Беларуси такой подход пока редкость, но некоторые компании постепенно начали внедрять геймификацию. Что им это дает?

Одолел гору работы — получи медаль!

Когда смотришь на скучный список дел, неизбежно хочется сходить за кофе или срочно обсудить с коллегами свою жизнь. Но если этот самый список превращается в увлекательный квест, делами хочется заниматься весь день напролет (а то и задержаться после работы).

— Возьмем, к примеру, процесс адаптации нового сотрудника на рабочем месте. Обычно у него есть стандартный скучный чек-лист: нужно ознакомиться к тем-то, сделать то-то и обязательно ничего не забыть. А можно на этот чек-лист наложить уровень игры. Предположим, вы садитесь за компьютер, запускаете специальную программу и видите на экране гору, на которую вам нужно подняться. За каждый этап подъема (он же выполненный пункт из списка) вы получаете какой-то бейджик (виртуальный значок — Ред.). По сути, вы делаете все ту же обыденную работу, но при этом получаете за нее виртуальные награды. Теперь это уже не просто скучный список дел. Вам становится интересно дойти до конца и увидеть, что будет наверху, какие еще бейджи можно получить по пути, — объясняет HR-менеджер одной из белорусских IT-компаний, где решили геймифицировать рабочий процесс.

Вариантов игр здесь может быть множество, все зависит от изобретательности кадровиков и, конечно, лояльности начальства. Например, сотрудников, занимающихся схожей работой, можно разделить на команды, которым нужно выполнять определенные задания и получать за них баллы или те же бейджики. То, что никакого материального воплощения у этих наград нет, работников не только не останавливает, но, кажется, подстегивает еще больше. Например, в одной российской компании участники проекта в погоне за бейджами выполнили план на три месяца всего за один.

— Но не нужно думать, будто геймификация — это панацея, — предостерегает HR-менеджер. — Она подходит для компаний, где система работы тщательно отлажена и нет серьезных стратегических проблем, которые все равно невозможно решить игровыми методиками. Кроме того, нужно сразу определить, каких целей компания хочет достичь с помощью геймификации. Конечно, сейчас это модно, но играть ради самой игры не имеет смысла.

Игра заставляет работников делать даже то, что они не должны

— Мы всегда хотели, чтобы наши разработчики больше времени и внимания уделяли различным конференциям, выступлениям, публиковали записи в блогах. Это хороший способ как улучшить имидж компании, так и привлечь новых сотрудников, — рассказывает HR-менеджер. — Но проблема заключалась в том, что мы не знали, как стимулировать разработчиков заниматься всеми этими вещами. Если сказать: «Ты должен написать статью, а ты — поучаствовать в конференции»,- это не сработает. Люди ответят, что их работа заключается в другом, что за такое им не платят, да и в целом будут недовольны подобными приказами. И тогда мы придумали награждать сотрудников за активность виртуальной валютой, которую можно потратить в нашем внутреннем магазине. Чем наполнить этот магазин, сотрудники тоже решали сами. В итоге в нем оказались самые разные товары — от кардридеров до сертификатов на катание на яхте.

Конечно, возникает резонный вопрос: зачем вообще нужно придумывать виртуальные деньги, когда те же самые бейджи можно менять на деньги обыкновенные? У специалистов есть ответ:

— К геймификации нельзя привязывать зарплату, премии или любые другие финансовые стимулы. Да, у нас была идея разработать систему премий, которая напрямую зависела бы от количества полученных бейджей, но мы пришли к выводу, что это в корне неправильно. Есть те, кто не хочет играть или скептически настроен к таким методикам, и заставлять их играть нельзя.

Чем чаще начальник говорит «спасибо», тем лучше работают сотрудники!

Во многих компаниях бейджики может раздавать не только начальство за хорошо выполненную работу, но и сами сотрудники своим коллегам. Взял часть работы на себя, объяснил непонятные моменты, придумал классную идею, подменил на утро — для каждого случая найдется своя медалька. У всех сотрудников есть профили во внутренней социальной сети, где можно увидеть, какие награды они успели получить и за что. Работники компаний, в которых теперь принято хвалить друг друга нарисованными значками, признаются, что такая система повышает самооценку и улучшает отношения внутри коллектива.

— Иногда сидишь и думаешь, что ты какой-то неудачник, ничего у тебя не получается, и вообще все вокруг работают лучше тебя. А потом вдруг коллега из другого отдела, с которым вы общаетесь исключительно по электронной почте, присылает красивый бейджик с благодарностью — и вот как-то уже настроение лучше, хочется взяться за дела, — смеется Виктория, сотрудница столичной IT-компании. — Кроме того, иногда бывает психологически сложно искренне поблагодарить человека за помощь, особенно если вы почти не знакомы. А так можно отправить ему этот бейджик — и всем приятно. Кажется, мы все стали благодарить друг друга гораздо чаще, чем раньше.

Психологи соглашаются с тем, что регулярные похвалы от коллег весьма повышают профессиональную самооценку.

— С детства мы привыкли к тому, что нас оценивают окружающие. Особенно важно, когда нас оценивают положительно. Съел кашу — молодец. Выполнил задание — умничка. И поскольку нас постоянно хвалят или критикуют с самого раннего детства, мы настолько к этому привыкаем, что сами не сформировали свою внутренню оценку, то есть не можем определить, хороши мы или плохи, самостоятельно. В этом случае для нас очень важно, чтобы нас положительно оценивали другие. И если реакции на действия сотрудника нет, его не выделяют и не замечают как особенного и значимого, то он может впасть в уныние или апатию. Поэтому ценность таких виртуальных «поглаживаний» в том, что они подтверждают значимость сотрудника ему самому и при этом выделяют его в его окружении, — говорит Ольга Волошенко, психолог Центра успешных отношений.

Анна Рыбчинская,
Космомольская правда в Беларуси


Детские страхи: как помочь ребенку? Советы психолога

Ай, болит! 5 психологических приемов для слишком мнительных

Детская ревность - как быть?

Поверить в себя: почему это бывает так трудно?

Приспосабливающийся. Бунтующий. Естественный. Как научиться лучше понимать своего ребенка?