Это страшное слово «буллинг». Как спасти ребенка от травли в школе?
По статистике, до 10% детей регулярно и 55% эпизодически подвергаются травле, или буллингу (от англ. bulling — запугивание, физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны группы одноклассников).
К сожалению, взрослые часто говорят о том, что такие эпизоды — это естественный этап взросления, возможность для ребенка стать самостоятельным, научиться отстаивать собственные интересы. Не видя особых последствий издевательств одноклассников, полагают, что это не опасно. Так ли это? В чем реальная опасность буллинга? Как его распознать и остановить? Об этом мы поговорили с психологом «Центра успешных отношений» Оксаной Бланк.
— Какова природа травли?
— В первую очередь — в особенностях возраста. Травля возникает в доподростковом периоде, когда у ребенка есть потребность осознать себя очень важным и ценным, а лучше всего это получается в противостоянии кому-либо. В первую очередь травлей занимаются дети с низкой самооценкой, дети, которые зависят от мнения других. Они очень уязвимы, и чтобы не выставлять свои проблемы напоказ, организовывают активность против кого-то другого.
Кроме того, в доподростковом возрасте еще очень слабо сформированы волевая сфера и нравственные ценности, но в то же время довольно высок уровень агрессии и потребность формировать групповую иерархию. А школа как раз-таки и представляет собой довольно закрытую систему, в которой необходимо очень четко расставить, кто есть кто.
— Какие дети в группе риска?
— Никто не застрахован. Это могут быть очень тихие, застенчивые дети, дети из не очень обеспеченных семей, которые не могут позволить себе модную одежду и современные гаджеты, дети, которые очень хорошо учатся, дети с неблагозвучной фамилией.
Педагоги и родители часто говорят о том, что одной из причин травли являются какие-либо личностные особенности ребенка: например, он не идет на контакт, сложно взаимодействует со сверстниками. Но мы не можем ставить знак равенства между тем, что ребенок является непопулярным в классе (потому что не все дети хотят быть популярными, не все стремятся занимать активную позицию среди сверстников), и травлей. Не каждого непопулярного ребенка травят в школе.
Ребенка могут начать прессинговать по поводу совершенно мелкого, не имеющего значения признака. Взрослым важно понимать: в такой ситуации может оказаться каждый ребенок.
Даже будучи заводилой группы, которая занимается травлей, ребенок может в этом же коллективе стать изгоем и точно так же и его могут начать травить. Ведь здесь мы говорим о противостоянии одного ребенка и группы, и понятно, что группа всегда сильнее, у нее всегда больше преимуществ.
— Как взрослые могут повлиять на этот процесс?
— Можно придать ребенку уверенности, водить его по всевозможным тренингам и корректировать его поведение, но все это будет неэффективным, если в то же время никак не влиять на класс.
Травля возникает в школе и, как правило, в младших классах. И взрослые, особенно учителя, будем говорить откровенно, в какой-то мере могут внести свой вклад в формирование «козла отпущения», который и может стать объектом травли. Мы должны понимать, что в начальной школе, и особенно в первых классах, учитель для детей — царь и бог. И вдруг появляется ребенок, который становится неугоден педагогу, которому постоянно делают замечания. Учитель говорит: «Из-за того, что Вася не сделал домашнее задание, я вам всем задам на дом дополнительное упражнение» или «Из-за Васиного поведения завтра мы устроим проверочную работу». Таким образом, сам того не желая, учитель может сформировать по отношению к ребенку определенную позицию, которая в дальнейшем послужит основой для травли.
Конечно, травля не всегда начинается с подачи взрослых, но в любом случае им нужно быть очень внимательными. Наша школа все-таки очень часто не включается в разбор отношений внутри коллектива, считая, что дети сами должны справляться, сами должны выстраивать отношения. Но это невозможно.
— Как родители могут определить, что их ребенок столкнулся с травлей?
— Не имеет значения, какие отношения между ребенком и родителями, насколько они доверительные. Потому что иногда он может о чем-то не рассказывать им, боясь критики и негативной оценки (особенно это касается мальчиков, которым говорят «что ты ведешь себя, как девчонка, не можешь за себя постоять»), кто-то не хочет «ябедничать», а кто-то стремится не расстраивать родителей, считая, что он сам может с этим справиться.
Дети могут не рассказывать о происходящем и учителю, особенно если они не находят отклика на свои жалобы и педагог говорит «разбирайтесь сами». В такой ситуации задача родителей — отстоять интересы своего ребенка. Грамотно, объективно, без лишних эмоций.
И здесь родителям, конечно, нужно быть очень внимательными по отношению к тому, что происходит с ребенком в школе. У детей, которые столкнулись с травлей, нарушаются внимание, память, ухудшается учеба. Нарушаются сон и аппетит. Ребенок может стать более обидчивым, раздражительным, агрессивным, он не хочет говорить о школе, ничего не рассказывает, болезненно реагирует на вопросы, у него нет друзей. Могут отмечаться соматические нарушения: головные боли, боль в желудке, повышение температуры, ухудшение общего физического состояния. Кроме того, дети часто могут приходить из школы в испачканной или порванной одежде, потому что их толкают или бьют.
Важно знать: одна из очень распространенных родительских ошибок — это вопрос: подумай, может, ты в чем-то сам виноват? Мы, взрослые, вроде бы не даем ребенку другого выбора: ты жертва или агрессор? Или ты бьешь, или тебя бьют.
— Так как вести себя родителям? Поговорить с руководством школы? С родителями детей, которые «прессуют» твоего ребенка?
— Что у нас происходит зачастую, когда один ребенок обидел другого? Учитель, который несет полную ответственность за ребенка, пока он находится на территории школы, дает номер телефона одной мамы другой маме — по принципу «сами выясняйте отношения». Как правило, эти выяснения заходят очень далеко, вплоть до личных оскорблений и угроз. Тогда как на самом деле никто лучше учителя, который целый день находится с ребятами, не может заметить все нюансы поведения, дать родителям рекомендации, в случае необходимости обратиться за помощью к школьному психологу.
Обращение родителей в школу в подобных ситуациях однозначно должно происходить поэтапно. Сначала обращаемся к учителю как к человеку, который несет ответственность за детей. Если учитель не реагирует, идем в администрацию учебного заведения. И обратите внимание: все разговоры с другими родителями должны проходить через администрацию, а не один на один.
Потому что у каждого своя правда, и порой очень сложно вообще разобраться в сути происходящего. Может случиться так, что ребенок давно подавленный, затравленный, ни на что не реагирует, но в какой-то определенный момент его напряжение становится настолько сильным, что он взрывается, а в этот момент входит учитель и видит совсем не то, что есть на самом деле. В результате картина выглядит однобокой, ребенок, являющийся жертвой, получает порицание, замечание в дневник.
— Как быть, если вы сам тот родитель, чей ребенок травит?
— Не нужно паниковать и думать, что ребенок обязательно вырастет негодяем — все эти проблемы можно урегулировать. Но хочу еще раз повторить: все специалисты сходятся в том, что травля — это не проблема конкретного ребенка, это проблема группы. Проблема того, что в группе нет четких правил взаимоотношения и у детей они не могут появиться сами по себе — в силу возраста и незрелости. Задача взрослого — дать вот эти вот позитивные, конструктивные способы формирования коммуникативных навыков и взаимодействия в группе.
— Известны случаи, когда администрация предлагает замять дело, родители отказываются и им предлагают перейти в другую школу…
— Бывает, да. Но мы снова возвращаемся к тому, что травля — это проблема группы, а значит, вскоре найдется следующий ребенок, который подвергнется травле. Администрации, конечно, удобно закрывать глаза на проблему, делать вид, что ничего не происходит, не оставлять на школе пятно — к сожалению, эти пережитки до сих пор присутствуют. Но рано или поздно появится родитель, который не будет согласен с этой ситуацией и не станет молча переводить ребенка в другую школу.
— Недавно в интернете широко обсуждалась история женщины, которая взялась и в одиночку победила травлю в школе сына…
— На мой взгляд, в этой ситуации мама сделала все, что от нее зависело. Можно отметить, что у нее не было необходимости кого-то наказать, а лишь отстоять интересы своего ребенка, защитить его. Ей удалось включить кнопку стоп-сигнал, когда все остановились, быть может, задумались, и конечно, каждый вынес из этой истории свои выводы.
Опыт жертвы ребенок перенесет в свою взрослую жизнь, и здесь для мамы было важно дать ему другой опыт, показать, что существует справедливость, что можно отстоять свои интересы, что нужно за них бороться, быть последовательным, уважать себя и людей, которые находятся рядом с тобой.
Оксана Бланк
Оксана Бланк – профессиональный психолог-практик, ведущая тренингов. Опыт работы - с 2000 года. Направления работы: индивидуальная и семейная терапия, работа с детьми и подростками.
Методы работы: Арт-терапия, Когнитивно-поведенческая терапия, Системная семейная психотерапия, Транзактный анализ.
Вы можете записаться на консультацию к Оксане - очно в Минске или онлайн из любой точки мира. Просто оставьте заявку - мы свяжемся с Вами, расскажем все подробности и подберём подходящее время.