Главная » Статьи » Дети » Дети и социальные сети

Дети и социальные сети

В эпоху социальных сетей неизбежно возникает ряд этических вопросов, и один из основных — присутствие в них маленьких детей. Некоторые родители с удовольствием заводят страницы своим детям, другие категорически запрещают подобное. Onliner.by поговорил с двумя мамами, у которых на этот счет совершенно противоположные мнения.

Читайте их истории на Onliner.by, на нашем сайте мы публикуем комментарий нашего психолога Оксаны Бланк:

— Существует такое понятие, как зона ближайшего развития. Это важно учитывать. Мы предлагаем ребенку какую-то информацию, находящуюся в этой зоне, исходя из его определенных сформированных навыков.

То, что могут родители показать в соцсетях, зависит от того, в каких группах они зарегистрированы. Очень часто это по-настоящему познавательные видео, короткосюжетные материалы, которые можно показывать.

Ребенку нужно давать информацию, если он сам заинтересован в этом. Стремиться предоставить эту информацию как можно раньше — это не совсем верно и не слишком корректно по отношению к детям. Если возникает необходимость (бывает, что уже в детских садах создают группы, выкладывают фотографии в Instagram, ребенок может видеть себя и получать эту информацию), тогда мы очень коротко рассказываем, что существует такой ресурс, которым можно пользоваться, но ни в коем случае не навязываем ребенку это знание.

Существуют разные истории, уже появились дети, которые стали «героями» таких аккаунтов. Все складывается по-разному: для кого-то это здорово и нравится, кому-то не нравится, — но мы всегда должны помнить, что есть границы ребенка, которые нам нельзя нарушать. Не каждому ребенку нравится быть видимым и публичным. И здесь мы должны помнить, что таким образом удовлетворяем в первую очередь свои интересы, а не интересы и потребности детей.

Как правило, особенно маленьким деткам, дошкольникам очень комфортно жить в семье, для них это самая важная ценная группа, где должны удовлетворяться их потребности, но они совершенно не нуждаются в публичности. Это родительские желания, и сложно представить, что это потребность ребенка, чем бы он ни занимался. Самый простой пример — модельный бизнес. Чаще всего это амбиции родителей. Да, мы можем говорить о том, что таким образом развиваем детей, порой это способ уйти от застенчивости, но в моем опыте были ситуации, в которых дети занимались модельным бизнесом, но это никак не скорректировало их проблемы в коммуникации.

Полный запрет — это другая крайность, нужно учитывать и интересы времени. Современные подростки нуждаются в этом, и ребенок, который не общается со сверстниками в социальных сетях, будет выглядеть непрезентабельно. Может быть такое, что он окажется единственным в классе, кто не пользуется соцсетями. Часто дети этого стесняются, даже на консультациях и в коррекционных группах они, смущаясь и почти скрывая, рассказывают о том, что им это запрещено и приходится прятать гаджеты. Надо понимать, что ребенок в любом случае найдет возможность попасть в социальные сети — пусть у соседа, друга или подруги. Родителям важно понять, что в этом случае ситуация выходит из-под контроля, и вы не узнаете, что происходит, в каких соцсетях регистрируется ваш ребенок, что он там делает, кто ему пишет.

Важно не оградить от возможности общаться, а научить правилам взаимодействия, чтобы создать у ребенка безопасное пространство, чтобы он нес ответственность за свою жизнь, умел отвечать за то, что делает, не мог себе навредить непродуманными действиями или поступками. Никакого ужаса тут нет, он все равно будет это делать, это потребность времени и возраста.

Запретный плод всегда сладок. Чем больше запретов, тем больше у ребенка желания и потребностей их преодолеть. Кроме того, что он будет чувствовать себя изолированным, будет формироваться недоверие, недоговоренность между детьми и родителями. Думаю, ни один родитель не хотел бы такого.

Возможность запретить — это невозможность защитить.

Мы говорим о том, что дети к подростковому возрасту уже нуждаются в контактах в социальных сетях: время диктует. Но нельзя пускать это на самотек, нужно объяснять, показывать. Это не касается совсем малышей, это для ребят, которые уже понимают и пользуются соцсетями, они даже могут извлекать оттуда пользу и нужную информацию, не только развлечения и игры.

Важно, чтобы родители всегда были рядом. Я как раз недавно читала, что был проведен опрос среди американских школьников. Им задали такой же вопрос, который обычно задают родителям, только наоборот: не ваш ребенок и социальные сети, а ваши родители и социальные сети. И они отвечали то же самое: мы бы хотели, чтобы родители чаще откладывали телефон за ужином, меньше сидели в интернете. Поэтому, к сожалению, картина наблюдается та же. Чтобы ребенок был к нам ближе, чтобы мы могли говорить о его безопасности, нужно быть рядом с ним, все объяснять и сопровождать. Мы же не ставим ребенка в 10 месяцев, не отпускаем руки и не ждем, что он пойдет. Точно так же и здесь, это просто новый навык, который ребенок должен приобрести. И он качественно приобретет его рядом со взрослым. Если это будет не родитель, найдется кто-то, кто научит.

Внимательные и активные родители часто уберегают детей от неосторожных поступков и насилия в интернете. От этого никто не застрахован, но гораздо сложнее последствия, с которыми мы можем столкнуться.

Нет четкого возраста, в котором детям нужно показывать социальные сети.

Но если говорить о формировании личностных устойчивых качеств, то речь идет о подростковом возрасте. Возраст до 10—11 лет считается неустойчивым: эти ребята еще не имеют четких норм нравственности и морали.

У таких детей после проступков в той же школе спрашивают, неужели же они не понимали последствия своих поступков. Но они действительно еще не понимают. Возраст до 10 лет довольно опасный и неустойчивый, у таких детей еще нет фильтров. Да и если ребенку не навязывать социальные сети, то у него интерес к этому возрасту и не появится.

Не опережайте события, не форсируйте и всегда думайте о потребностях детей.

Татьяна Скапцова-Петровская, Onliner.by

Оксана Бланк

психолог Psycenter.by
Oksana_Blank

Оксана Бланк – профессиональный психолог-практик, ведущая тренингов. Опыт работы - с 2000 года. Направления работы: индивидуальная и семейная терапия, работа с детьми и подростками.

Методы работы: Арт-терапия, Когнитивно-поведенческая терапия, Системная семейная психотерапия, Транзактный анализ.

Вы можете записаться на консультацию к Оксане - очно в Минске или онлайн из любой точки мира. Просто оставьте заявку - мы свяжемся с Вами, расскажем все подробности и подберём подходящее время.

Похожие сообщения